Плохо, когда принципы обусловлены экономическими интересами. Но и не лучше, когда они подвержены революционному лиризму. Видеть первое важно. Не замечать второго есть лицемерие.
Ни для кого не секрет, что политический режим в Анголе пронизывает коррупция, которая преследует и подавляет оппозицию и душит экономику жестким контролем государства. Всем также известно, что в последние месяцы эти репрессии усилились, результатом чего стала серия политических арестов. И потому группа интеллектуалов и ученых обратилась с открытым письмом (опубликованным в ряде европейских газет), в котором просит инвесторов и политических лидеров в своих отношениях с Анголой выходить за рамки экономических интересов и превыше всего ставить принципы. Я понимаю и сочувствую этой инициативе, хотя и не согласен с идеей о том, что демократические государства не должны вести переговоры с автократическими режимами или тираниями — но это тема для отдельной статьи. То, что я не понимаю и что не вызывает во мне сочувствия, так это то, что подобные открытые письма и благонамеренное негодование возникают только в отношении некоторых тираний, в то время как другие, будучи такими же врагами самых базовых свобод, среди элит встречают понимание и восторженно приветствуются.
Возьмем, к примеру, Россию. Режим Путина погряз в коррупции, угнетает какие бы то ни было проявления политической оппозиции, заключает под стражу тех, кто критикует режим (если таковые, по странному совпадению, не имеют несчастья встретить смерть в переулке) и преследует гомосексуалистов. Однако, когда Ципрас ездил с визитом в Москву, чтобы укрепить политические связи с Путиным (своего рода знак верноподданности) и шантажировать Европейский союз (который, несмотря на свои недостатки, является одним из гарантов мира и свободы в мире), не было никаких открытых писем негодующих интеллектуалов. Зато раздавались аплодисменты.
Или взглянем на случай Венесуэлы. Как и Чавес, Мадуро кормится коррупцией, запугивает людей в период голосования (Чавес даже танками на улицах угрожал), посредством насилия навязывает социальный контроль, нарушает права человека и обрекает свое население на дефицит товаров первой необходимости. И в то же самое время венесуэльский режим по-прежнему финансирует: в Испании — Podemos Пабло Иглесиаса, а в Греции СИРИЗА Ципраса, получая похвалы за свою борьбу против капитализма. Здесь тоже нет открытых писем возмущенных интеллектуалов. Только аплодисменты.
Я мог бы продолжить список этих примеров, которых, к сожалению, предостаточно, но считаю, что моя позиция ясна. Обратите внимание на то, что я не желаю преуменьшать инициативу ученых, которые стремятся к освобождению политических заключенных в Анголе, и критика моей статьи обращена не против них. Более того, я присоединяюсь к ним, когда они призывают международное сообщество подвергать осуждению все виды политических репрессий. Но это не следует приравнивать к подкреплению иллюзий. Называть что-либо «этически предосудительным» и «политически опасным» означает не только закрывать глаза на произвол, творящийся в стране, но в первую очередь прибегать к привычному способу видеть тиранию только там, где следует, как это делают многие из газет и интеллектуалов, которые в Европе опубликовывали или распространяли это открытое письмо против Анголы. На самом деле, если бы международные отношения осуществлялись на основе такого типа коллективного возмущения, нам следовало бы включить в пособия по дисциплине новое правило: внешние отношения с тираниями законны лишь тогда, когда те относятся к левым.
Это смешно и отчасти трагично. С того самого момента, как наш гнев в отношении врагов свободы начинает носить избирательный характер и зависеть от критериев политического и идеологического удобства, нами движут уже далеко не права человека. Плохо, когда принципы находятся в зависимости от экономических интересов? Без сомнения. Но и не лучше, когда они подвержены революционному лиризму. Видеть первое важно. Не замечать второго всегда будет лицемерием.