Бразилия переживает затяжной трудный период. Курс национальной валюты — реала — достиг своей минимальной отметки за последние 12 лет, потеряв 35% своей стоимости за истекший год. Безработица составляет 8,1% и имеет пугающую тенденцию к росту. Ко всему прочему, на штат Сан-Паулу обрушилась жестокая засуха.
Рейтинг президента Дилмы Русеф также резко упал: лишь 7,7% бразильцев выражают поддержку ее деятельности. Ее популистские, левацкие и государственнические инициативы потерпели полный крах. Более того, ее сплошь и рядом обвиняют в некомпетентности и, хуже того, — в коррупции.
Благоприятные обстоятельства, вызванные высокими ценами на сырьевые товары, которые Бразилия экспортировала в основном в Китай, исчезли.
Таким образом, восьмая по объему экономика мира вошла в состояние спада, который не обещает быть коротким. В силу всего вышесказанного, вошедший в поговорку оптимизм бразильских предпринимателей уступил место осторожным замечаниям, выражающим глубокое беспокойство.
Ведущиеся сейчас судебные расследования крупномасштабной коррупции продолжают будоражить общественное мнение. Многие бывшие высокопоставленные должностные лица, а также некоторые руководители крупных компаний уже задержаны, другие могут оказаться задержанными в ближайшем будущем. Список подозреваемых огромен и включает в себя, как предполагают многие, даже бывшего президента Лулу да Силву и его партийное окружение.
Подобное положение, порочащее всю страну, доказывает, что в Бразилии, по крайней мере, политическая власть не пользуется безнаказанностью, и не все государственные учреждение охвачены коррупцией, в частности, судебная власть, которой не пытались исподволь манипулировать, как это случается у нас.
В политических кругах высказываются мнения о том, что к Русеф могут быть применены конституционные процедуры отрешения от власти. Учитывая то, что с начала ее второго президентского срока прошло всего лишь семь месяцев, это не очень обнадеживает. Получается, что Русеф была во главе нефтяной компании Petrobras, а в настоящее время теряет важных союзников в Конгрессе.
В нынешних чрезвычайных обстоятельствах президент Бразилии забыла о своих популистских лозунгах. Ее правительство взяло новый курс, исходящий из сложившегося положения. Процентные ставки превышают уровень инфляции. Государственные расходы сокращаются и, вполне возможно, этот процесс будет продолжаться дальше в рамках неизбежных мер жесткой экономии. Зарплаты уменьшаются, вызывая недовольство населения.
Пока антикоррупционные расследования продолжаются, трудно рассчитывать на изменения в нынешнем политическом климате. Если Лула окажется втянутым в коррупционный скандал вокруг Petrobras, Русеф может оказаться в еще более сложном положении. Оставшиеся три года президентского срока могут оказаться весьма непростыми как для самой Русеф, так и для всех бразильцев.