Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Границы и необходимость европейских санкций против России

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoФотография Красной площади загораживает строительные работы в Александровском саду
Фотография Красной площади загораживает строительные работы в Александровском саду
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошел год после того, как Европейский союз ввел против России так называемые «структурные санкции». Для многих как в России, так и в самой Европе, применение санкций стало неожиданной демонстрацией единства и решимости. Тем не менее без ответа остаются многие вопросы, не только относительно эффективности санкции, но также и о том, какую цель они преследуют.

Прошел год после того, как Европейский союз ввел против России так называемые «структурные санкции».

Для многих как в России, так и в самой Европе, применение санкций стало неожиданной демонстрацией единства и решимости. И этой решимости хватило надолго — весной и в начале лета санкции были продлены еще на год, хотя на это мало кто обратил внимание из-за шумихи вокруг Греции.

Тем не менее без ответа остаются многие вопросы, не только относительно эффективности санкции, но также и о том, какую цель они преследуют. Хотим ли мы, чтобы Россия ушла из Донбасса? Вернула Крым? Ожидаем ли мы смены режима в Москве? Или мы хотели бы, чтобы Россия начала вести себя, как «нормальная европейская страна», которая основывает влияние на своей привлекательности, а не на принуждении? Все это следует хорошо обдумать до начала обсуждения вопроса продления санкций в конце года, когда истечет срок на выполнение Минских договоренностей, с которыми связано большинство санкций. Европе придется решать, были ли выполнены эти соглашения, и если нет, то по чьей вине.

Для лучшего понимания ситуации следует начать с другого конца. Не рассуждать о том, работают ли санкции, а сначала посмотреть в корень проблемы, которую с точки зрения Европы представляет собой Россия, и спросить, как ее исправить, и можно ли вообще исправить ее. Это позволит нам понять роль санкций в устранении проблемы, а также покажет, чего нельзя добиться с их помощью.

Природа нашей «российской проблемы»


Европа и Россия конфликтуют вокруг международных правил игры, на которые взирают через совершенно разные парадигмы. Россия мыслит в категориях «сфер влияния» и желает не только очертить границы своей сферы влияния, но также, что более важно, снова сделать легальным понятие «сфер влияния» как организующего принципа международной жизни.

В некоторой степени эта парадигма связана с личностью и мировоззрением президента России Владимира Путина. Опыт, сформировавший его, связан с детством в бедном районе Санкт-Петербурга, со службой в КГБ и с работой в «бандитском Петербурге» в начале 1990-х. В результате он видит мир как систему под контролем нескольких главных сил, а все меньшие участники обречены выполнять роль игровых фишек. Международные отношения и свой опыт отношений с Западом он оценивает в том же ключе. Не в состоянии понять мышление и силу «обществ», он считает, возможно искренне, что революции на постсоветском пространстве были инспирированы Западом с целью ослабления России.

Тем не менее, сторонников этого мировоззрения можно встретить в России и помимо Путина. Это связано с природой авторитарного режима, как путинского, так и любого другого, который не имеет демократического механизма для легитимности и предпочитает для этой цели мобилизовать общество против врагов — как реальных, так и воображаемых, как внутренних, так и внешних. Отчасти это проистекает из экономической модели «нефтяного государства» и клиентуры, желающей жить на ренту, которую она обычно порождает. Это связано также с моделью образования, государство-центрической точкой зрения на историю и международные отношения, как их преподают в России в школах и университетах. Это связано с тем, как исторически воспринимали и исполняли в России закон — произвольно. Это связанно с напряженностью и отсутствием чувства безопасности из-за необходимости контролировать огромную территорию с помощью ограниченного количества людей. И, наконец, это связано с веками сложившейся в России философской концепции Москвы как Третьего Рима, с мессианской миссией по «спасению» других народов.

Неизбежное, эмоциональное столкновение


Такой концептуальный набор обречен на столкновение с постмодернистским взглядом на международные отношения, опирающимся на поиск решений, выгодных для всех, и на ОБСЕ. Это столкновение происходило все время, иногда заявляя о себе открыто, иногда едва заметно — в зависимости от обстоятельств. Чем более постмодернистской становилась Европа в мыслях и действиях, тем глубже было взаимное непонимание и тем эмоциональнее конфликт.

Нынешнее противостояние стало таким напряженным и опасным не из-за размаха российских территориальных амбиций, как многие считают, а из-за их ограниченности и психологических последствий этого. Москва считает, что отдала все: ушла из Центральной Европы, оставила прибалтийские страны, не говоря уже о Кубе, Африке и Ближнем Востоке, но теперь Запад хочет отнять то немногое, что еще осталось — «братскую» Украину. Москва воспринимает это крайне болезненно и пытается сопротивляться.

К сожалению, нынешнее противостояние неизбежно в той же мере, в которой эмоционально. Оно должно было произойти, если не так, то иначе. Неизбежность конфликта обусловлена тем, чего не понимает Путин, — силой общества.

Страны в окружении России, в регионе под названием «Восточное Партнерство», получили независимость чуть ли не случайно в 1991 году, и их быстро перехватили коррумпированные элиты. В этих странах сформировалось и повзрослело общество, которое добивается эффективного управления, власти закона и усиления своего влияния на будущее стран. Это вылилось в нелегкий, но обязательный процесс, который ЕС не начинал и не контролировал, но не имеет иного выбора, кроме как поддержать его. Москва, напротив, связалась с элитами, которые можно контролировать, поэтому выступает против этого процесса. Это системный конфликт, и он будет повторяться, пока основы остаются неизменны.

Вполне верно то, что, желая контролировать свой район, Москва не ищет масштабного конфликта с Западом. С апреля 2014 года она намекает на желание договориться с Западом и дает понять, что сделка должна касаться сфер влияния и соответствующих правил взаимодействия.

Но именно этого Запад просто не может сделать. Такая открытая сделка невозможна, она противоречит огромному количеству документов, определяющих порядок поведения европейских стран на международной арене — хартии ОБСЕ, принципам Совета Европы, основополагающим документам ЕС и НАТО и так далее. К тому же, Мюнхен и Ялта сделали такие сделки невозможными. А тайную сделку Россия, скорее всего, отвергнет, так как считает себя обманутой на подобном соглашении — она считает, что в начале 1990-х ей пообещали, что НАТО не будет расширяться.

Более того, тайная сделка тоже невозможна. Хотя после холодной войны зоны влияния можно было удерживать принуждением, в наши дни они формируются с помощью привлечения и сходства образа мышления. Москва может претендовать на сферу влияния, но она вряд ли может удержать ее, если общества в странах этой зоны отказываются принять ее. При этом точно также эти страны не могут войти в западную сферу влияния, если их элиты не поддержат этот процесс и не проведут реформы, которые снизят их беззащитность перед Россией.

Что нужно сделать для устранения проблемы?

Возможно, самое трудное для практичных западных умов — это принять факт, что российская проблема — долгосрочная и требует постепенного урегулирования, а быстрое решение невозможно, как невозможно найти решение без России. Более того, в условиях глубокого недоверия и непонимания попытки добиться быстрого прорыва могут привести к опасным последствиям, породив избыточные надежды, которые обернутся горьким и опасным разочарованием.

В идеале Европа хотела бы жить рядом с Россией, которая разделяет если не наши ценности, то хотя бы часть наших интересов, и использует привлечение, а не принуждение, чтобы завоевать союзников и усилить свое влияние. Некоторые эксперты считают, что для этого потребуется сменить режим в России. Это было бы правдой, если бы наша проблема была связана лично с Путиным и его режимом, но, похоже, дело не только в них. Российская идея доминирования пережила многочисленные смены режимов, от Ленина к Сталину, от Сталина к Хрущеву, от Сталина 1920-х к Сталину 1930-х, от Путина 2000-х к Путину 2010-х. Она возродилась послу двух случаев коллапса страны, в 1917 и 1991 годах.

Поэтому требуется нечто более сложное. Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения. Это ближе к смене идентичности, а не к смене режима. И это сложнее. Хотя подобное происходило в истории, но обстоятельства, в которых случались такие перемены, в целом непредсказуемы и очень различны, поэтому внешние силы вряд ли могут успешно навязать их и привести к желаемому результату.

Можно предположить разные факторы, которые должны сложиться для осуществления такого изменения мышления в России. Некоторые рациональны и очевидны: например, страна должна модернизировать экономику, а это подразумевает более меритократичную, если не демократичную политическую систему; этнические и региональные конфликты, которые будут угрожать целостности России, если она не станет страной, где соблюдается закон; усиление Китая, вероятно, подтолкнет Россию к более рациональному восприятию своих отношений с Западом, чем сегодня.

Другие факторы более спекулятивны и связаны с мягкой силой. Сейчас Россия — психологически не уверенное в себе государство, которое не верит в свою естественную привлекательность и опирается на средства большой силы, такие, как принуждение, подкуп и шантаж, чтобы «навязать соседям дружбу». Но если Россия почувствует, что такое влияние через привлечение, а не принуждение; если у нее появятся сторонники, а не вассалы; если она заслужит искреннее уважение, а не страх, то Россия испытает культурный шок, который повлияет на ее отношения с миром и соседями. В конце концов, страны обычно доверяют средствам, которые сработали.

Роль санкций

Причины для такого переосмысления, если оно когда-нибудь произойдет, должна создать история, а выполнять переосмысление должны сами русские. Запад может помочь лишь в ограниченном порядке, в основном действуя против средств, которые русские считали эффективными в прошлом. Мы можем сделать агрессию дорогостоящей и неэффективной, тем самым помешав России достигнуть своей цели. Для этого потребуется широкая стратегия, включающая усиление уязвимых членов ЕС и НАТО, защиту независимости и суверенитета стран Восточного Партнерства, и сохранение санкций до тех пор, пока не сложатся условия для их отмены — выполнение Минских соглашений и урегулирование проблемы Крыма.

Как уже сказано, санкции не должны ставить своей целью смену режима в России. У России — больше шансов на демократическое процветание, если режим будет дискредитирован и свергнут не внешними силами, а самими русскими.

С другой стороны, не следует впадать в заблуждение и считать, что мы должны как-то помириться с Путиным или даже поддерживать его только потому, что альтернатива его режиму может быть еще хуже. Достаточно вспомнить, как в 1996 году Запад вцепился в Ельцина из страха перед возвращением коммунистов. Но сегодня главные страхи, которые были связаны с коммунистами, стали частью наследия Ельцина, пусть и ненамеренно, запад должен придерживаться агностической точки зрения по отношению к Путину. Ни его спасение, ни его свержение не относятся к делам Запада.

Хорошо, что санкции связаны с конкретными требованиями — возвращение Крыма и выполнение Минских договоренностей. Это говорит о достаточно внятных условиях, которых должна придерживаться Европа. Хотя санкции, связанные с Крымом, останутся надолго, так как урегулирование даже не появилось на горизонте, Минские соглашения должны быть выполнены до конца этого года.

Но это тоже сложнее, чем кажется. Соглашения туманно сформулированы и интерпретируются очень по-разному Россией и Украиной. Россия не считает конечной целью процесса реальную независимость и территориальную целостность Украины. Россия хочет использовать Донбасс для контроля над Киевом и влияния на будущее принятие решений. Она, похоже, надеется, что Европа устанет от Украины и от ее неспособности провести экономические и политические реформы и согласится на российское понимание договоренностей, чтобы сохранить лицо. Этой ловушки необходимо избежать.

Если Запад хочет избежать новых столкновений с Россией на постсоветском пространстве, он должен решить этот конфликт в соответствии с порядком ОБСЕ. Это, в свою очередь, требует от Европы внутреннего единства в отношении интерпретации Минских договоренностей. Европа обязана отвергать требование отмены санкций, пока Украина не восстановит полностью контроль над восточной границей. Но, помимо этого, в соглашениях много сложностей и нюансов, и Европа должна выработать единый подход в понимании договоренностей и установить критерии, по которым можно судить об их выполнении, чтобы избежать путанных дебатов в конце года.

Но, хотя санкции не следует отменять преждевременно, их также нельзя повышать до уровня, который для Европы станет невозможным с политической и экономической точек зрения. Санкции не должны быть барометром российского поведения на Украине, усиливаясь и смягчаясь в зависимости от эскалации и деэскалации, тем более, что и то, и другое может оказаться иллюзорным. Продолжительность и жесткость санкций — важнее их интенсивности в данный момент. Санкции должны быть медленным давлением, постепенно ограничивающим свободу действий России и служить ей напоминанием о ее проступках и недовольстве Европы.

В конце концов, одним из важных последствий санкций — неважно, намеренно или нет — должно стать укрепление надежности Запада в глазах России. Рассказывают, как в дни, последовавшие за падением режима Виктора Януковича в феврале 2014 года в Москву звонили лидеры европейских стран с просьбой не вторгаться на Украину. К этим обращениям никто не прислушался, потому что Москва, помня о реакции Запада на войну в Грузии, считала, что аннексия пройдет относительно гладко. Тот факт, что Запад ввел санкции и был готов нести экономические издержки в связи с ними, сам по себе произвел впечатление на Москву, и это, в случае сохранения последовательности курса, может повлиять на расчеты Москвы на будущих развилках.

Европа должна понимать, что проблема с Россией — долгосрочная и многослойная. Очевидно, что санкции — не панацея, способная все исправить. Они должны быть частью широкой стратегии. Они должны восстановить нашу надежность и способствовать устранению проблем в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И это очень важно, потому что Европа остро нуждается в надежности, если она хочет влиять на процессы в будущем. Поэтому санкции необходимы, несмотря на всю свою ограниченность.

Обсуждение
Комментариев: 79
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Эп
Эбонитовая палочка
5 августа 2015, 10:41
Совершенно очевидно, что России не нужен Донбасс, и что статус Крыма нужно определить законным, а не преступным образом.
z
zayas
5 августа 2015, 13:44
законность передачи Крыма уркаине уже проверили. Не имели права его передавать, а Севастополь так вообще не передавали. Так что законность восстановили. Осталось заставить террористически батальены киевскмх сепаратистов принудить к миру. И будет все по закону.
v
vit1962
5 августа 2015, 16:31
Насчет Донбасса согласен, а вот статус Крыма давно уже определен и не преступным образом, а волеизъявлением его населения!
вася кувалесов
5 августа 2015, 10:50
единство и решимость... это подтверждает постулат о мировом правительстве,которое творит новый мировой порядок-мечта жидомасонов-сатанистов
Сн
Сама не твоя
5 августа 2015, 10:54
Очень хорошо сказано про дедулю всея Руси: Опыт, сформировавший его, связан с детством в бедном районе Санкт-Петербурга, со службой в КГБ и с работой в �бандитском Петербурге� в начале 1990-х. И вообще статья на редкость адекватная и взвешенная.
М
Мятый
5 августа 2015, 11:00
Давайте, расскажите нам подробнее о бедных-богатых районах Санкт-Петербурга? А лучше Ленинграда в период 1955-1965 годов
Сн
Сама не твоя
5 августа 2015, 11:18
Коли Мятый - ровесник дедули всея Руси, то мы и сами его с удовольствием почитаем. В оригинале же вместо "бедный район" находим "underprivileged neighbourhood", что в общем-то имеет и другие смыслы, и вполне подходит к тому, что находим в биографии героя отнюдь не моего романа: Семья Путиных жила в коммунальной квартире без всяких удобств в Басковом переулке в Ленинграде, в этой квартире Путин проживал вплоть до работы в КГБ СССР. Кстати, родился он не в 1955, а в 1952 году, а работать в КГБ начал не в 1965, а в 1975 году. Так-то.
5 августа 2015, 13:01
Пока Путин рос в нищете А в это время все остальное население ссср пользовалось всеми достижениями человечества в сфере жизнеобеспечения?
Сн
Сама не твоя
5 августа 2015, 13:26
Партийные работники и сотрудники госбезопасности уж во всяком случае, были привилегированным классом. А кое-кто из них и всеми достижениями человечества мог пользоваться.
М
Мятый
5 августа 2015, 15:02
Спасибо, но благодаря Википедии я ознакомлен с биографией В.В. Я Вас просил рассказать мне о бедных районах Ленинграда 55-65 годов: примерно в то время у В.В. было детство, если Вы уж статью назвали адекватной. Как то так.
Сн
Сама не твоя
5 августа 2015, 15:43
Испытываете сложности с восприятием текста? Но Википедию смогли прочитать... Вопрос был переадресован автору, то есть Вам, если Вы жили в то время в Ленинграде. Это по поводу "района", который в данном случае, пожалуй, просто неудачный перевод слова "neighbourhood", которое означает также и просто людей, которые живут рядом друг с другом. А уж куда ближе, чем в коммуналке-то, да еще без всяких удобств, а? "Underprivileged" можно перевести и как "бедный", а можно и как "лишенный преимуществ". При чем тут Ваши 1955-1965 годы, уже я никак не пойму. Мы статью обсуждаем или Ваше личное любопытство в отношении конкретного периода удовлетворяем? И попытайтесь вспомнить хотя бы из исторических фильмов, если не из текстов, в каких условиях жили в то же самое время партийные бонзы, высокие армейские чины и комитетчики, да и прочая советская "верхушка", и часто ли они селились хотя бы в одних и тех же домах с коммунальными квартирами без всяких удобств. (Впрочем, как и где жили кочегары или их домашняя прислуга, оставим за скобками.) Что же касается статьи в целом, а не Вашего любопытства, которое, я надеюсь, мне хоть частично удалось удовлетворить, то адекватной я считаю ее прежде всего в том, что она указывает на болезнь всего российского общества, а не только президента страны, и спокойно обосновывает необходимость санкций в текущих условиях, а также большую и продолжительную работу, которую придется проделать для постепенного излечения/избавления российского общества от имперских амбиций и пристрастий к силовым методам вмешательства в дела других государств. И верно сказано, что за год-два эта болезнь не пройдет.
l
lmollari
6 августа 2015, 00:40
Я конечно извиняюсь... Но почитав подобные измышления почему-то очень хочется лично поучаствовать в лечении нашего общества вот от таких "адекватов". Совет маленький: держите своё адекватное мнение на людях при себе, а то ведь даже охрана не убережёт...
аа
александра александра
5 августа 2015, 15:35
А в 55-м у Путина уже не детство было? Или он в 3-х летнем возрасте пользовался какими-то привилегиями как будущий разведчик? Видимо, госдеп начал сильно экономить, что в ряды своих кликуш берет таких бестолковых .
Сн
Сама не твоя
5 августа 2015, 15:53
Не знаю, как Госдеп, но на вас-то кто-то много экономит, если только примитивно вопрошать, да обзываться и умеете...
с
сампосебе
5 августа 2015, 16:09
Однако. Назвать 1001 повторение бессмысленных фраз адекватной статьей... Ну, ну.
i
isha
5 августа 2015, 20:48
завидую! хорошо быть ботом - души нет, мозгов нет, совести нет. зато методичка есть. везет же некоторым
5 августа 2015, 10:56
фсё как раньше. санкции инструмент сдерживания, отменены не будут вне зависимости от развития ситуации. новое, то что и усилены не будут. роль себе запад приписал доминанта с плёткой. разворот на восток, стена за новороссией.
i
inegeld
5 августа 2015, 10:59
Россия мыслит в категориях �сфер влияния� и желает не только очертить границы своей сферы влияния, но также, что более важно, снова сделать легальным понятие �сфер влияния� как организующего принципа международной жизни. А какой у Российской власти сегодня авторитет? Коррупционное болото с неэффективной экономикой, уничтожающей собственный народ. А мы пытаемся навязать миру, всё это дерьмо, как принцип международной жизни. К этому не санкции применять надо, а вводить тотальную изоляцию.
Чтоб я так жил
5 августа 2015, 14:58
во , сразу видно госдарственный масштаб думалки! Инекельт, в каком полку служите?... А, что это за запах?... Потная вышиванка. Укроп? Брысь отседова!
М
Мятый
5 августа 2015, 15:13
Дык вводите, кто же вам мешает то? А то одни хотелки...
s
sancta
5 августа 2015, 10:59
Вопрос выеденного яйца не стоит... ПРО против Ирана? Ок. Мы его тоже боимся. Давайте мы построим свои базы ПРО в Европе? Ну и там десяток баз наземного базирования. Не против европейцев, нет! Против Антуту. Мы их тоже боятся будем за ради такого случая... Мы же мирные люди - всё будем строить только с миролюбивыми целями. P.s. они нас там правда за идиотов держат? Или они своих, для которых пишут статьи, за идиотов держат?
Х
Херсонский
5 августа 2015, 11:11
Ах, какая смелая Бельгия. Может она объявляла санкции Гитлеру и требовала свержения его режима? Нет, вела себя смирненько, и ей было позволено жить, а великому сыщику Пуаро бежать в Англию. А почему же она на Россию так смело нападает? Да потому что Россия позволяет это и ведет себя как стыдливый мальчик. Если стыдливая политика будет продолжаться, то сами россияне поверят, что их страна какая-то-не-такая и не может себя защитить. На самом же деле может, только верхушка этого не хочет по соображениям, которые становятся все более интересными. Идет финансовая война, газовая война, обсуждается нефтяная блокада и лекарственная блокада. А всего лишь танковый биатлон и государственные свадьбы стали ответом супостату.
S
Sunix
5 августа 2015, 11:14
"Такой концептуальный набор обречен на столкновение с постмодернистским взглядом на международные отношения, опирающимся на поиск решений, выгодных для всех" нет тут никакой выгоды для всех, и быть не могло. СШП всем велит делать так, как только лишь им выгодно, все остальные всегда проигрывают Только если их не слушать, тогда может и быть какая-то выгода, а может и не быть. Тут вот вопрос в том или 1. рискнуть, и победить и получить выгоду, 2. или рискнуть и проиграть, 3. или вообще не дёргаться и покорно выполнять приказы Империи Лжи И вот по истории мне кажется, что 2 и 3 по долгосрочным потерям одинаково невыгодны. Так почему бы и не рискнуть?
I
IvanDrozdov
5 августа 2015, 11:14
"Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения" И в голове только нецензурная брань после таких фраз.
ПИ
Прасковья Иванова
5 августа 2015, 11:22
В идеале Европа хотела бы жить рядом с Россией, которая разделяет если не наши ценности, то хотя бы часть наших интересов, и использует привлечение, а не принуждение Ну, собственно, никто и не сомневался в том, что страны ЕС стоят перед США на коленях и занимаются тем, о чем говорил Сикорский не по принуждению ,а по влечению и еще речь не идет о сферах влияния, речь о зонах национальных интересов. Почему-то у стран ЕС не возникает вопросов по поводу национальных интересов США, которые охватывают весь земной шар.
5 августа 2015, 11:26
Европа обязана отвергать требование отмены санкций, пока... А у европы кто то требовал отмены санкций??????? По моему было четко заявлено: сами ввели санкции, сами их и отменяйте. Никаких переговоров об отмене санкций и уж тем более требований об их отмене со стороны России небыло, нет и не будет. Точка!
t
thorgaris
5 августа 2015, 11:33
Запад уже проиграл эту войну Запад потеряет от санкций еще больше в долгосрочной перспективе, это будет наказанием за ханжество и лицемерие. Но мы пока даем возможность Западу сохранить лицо. Через какое-то время лицо Запада будет интересовать исключительно Запад.
5 августа 2015, 12:39
Через какое-то время лицо Запада будет интересовать исключительно Запад. Так и будет
LO
Larisa Odintsova
5 августа 2015, 11:33
Уговаривают европейцев содержать Украину до конца века. Да ради Бога!
а
авиаград
5 августа 2015, 11:34
Ну, автор явно не дружит то ли с логикой, то ли со своей головой: " Хотя подобное происходило в истории, но обстоятельства, в которых случались такие перемены, в целом непредсказуемы и очень различны, поэтому внешние силы вряд ли могут успешно навязать их и привести к желаемому результату" ... " Причины для такого переосмысления, если оно когда-нибудь произойдет, должна создать история, а выполнять переосмысление должны сами русские"... И тут же, здрасьте, санкции " должны быть частью широкой стратегии ... Продолжительность и жесткость санкций — важнее их интенсивности в данный момент". Общий вывод - повлиять ни на что не можем, но давить вас будем, потому что мы лучше знаем, что для вас лучше.
5 августа 2015, 11:35
Насчет новых санкций. Вчера думала, что это ria.ru/society/20150804/1162489041.html шутка Оказалось нет, раз уже в официальных новостях написали. Если серьезно, то причем тут рентгеновские аппараты, протезы сердечных клапанов, дефибрилляторы, костыли, трости, ходунки, антисептики и дезинфицирующие препараты??? Ну ограничьтесь "резинками", если правда считаете это возможностью поднять рождаемость (хотя во-первый вопрос крайне спорный, во-вторых с рождаемостью пока все в порядке). Но зачем осложнять жизнь людям, которым могут потребоваться другие товары медицинского назначения из этого перечня?
t
thorgaris
5 августа 2015, 11:51
ричем тут рентгеновские аппараты, протезы сердечных клапанов, дефибрилляторы, костыли, трости, ходунки, антисептики и дезинфицирующие препараты??? при том что эти товары Россия в состоянии производиить сама, и тратить бюджетные деньги для закупки их за рубежом было бы верхом нерациональности.
Мд
Мадам де Монтеспан
5 августа 2015, 12:00
А ей безразлично. Она у любой бабульки и настоящего инвалида из глотки вырвет для себя дорогостоящее импортное лекарство. И чем оно буде дороже и импортнее, тем выше будет её личная самооценка.
5 августа 2015, 12:02
Если к моменту объявления таких санкций мы будем полностью готовы к импортозамещению этих товаров, то есть российские аналоги по качеству будут не хуже, а лучше импортных. и если они будут производиться в нужном количестве, то все понятно. Именно К НАЧАЛУ санкций, а не "сначала объявили, потом наладили производство". Если нет, вводить этот список в действие нельзя. Необходимо переориентироваться в другом направлении. Например, почему бы не санкционировать алкоголь, табачные изделия?
t
thorgaris
5 августа 2015, 12:11
вышеперечисленное производится в нужном количестве, если Вы не согласны - опровергните это утверждение Я например всегда смотрю действующее вещество у импортных лекарств и потом покупаю генерик, который во много раз дешевле, а эффект тот же. Но для удовлетворения своего ЧСВ вы можете покупать и импортные лекарства.
5 августа 2015, 12:20
К сожалению, от заболевания, по которому имею инвалидность, производство отечественного лекарства на настоящий момент не налажено. Хотя работа ведется, какие-то препараты появляются, но пока еще их производство не поставлено на поток. Мое лекарство производится в дружественной стране, в Аргентине, и следовательно ни под какие санкции не попадает. rscleros.ru/genfaxon.php Стоимость такова что ни о какой "покупке" речи быть не может. Лекарство входит в список и его пока выписывают бесплатно. В списке, приведенном в новости ни о каких лекарствах речи вообще не идет. И Путин и Медведев еще год назад неоднократно заявляли, что лекарства не при каких обстоятельсвах не будут запрещены к ввозу, пока не налажено производство отечественных аналогов. В списке речь о товарах медицинского назначения, в том числе таких, которые могут быть жизненно необходимыми, например дефибрилляторы, протезы сердечных клапанов.
t
thorgaris
5 августа 2015, 12:29
В списке, приведенном в новости ни о каких лекарствах речи вообще не идет. Вот видите, вам опасаться нечего. Правительство явно косультируется с промышленниками, например могут ли они обеспечить соотвествующий объем производства, никто не хочет выглядеть идиотом. И да, это лоббизм, такой здоровый российский лоббизм, расширение внутреннего производства за счет импортных товаров. P.S. у вас очень редкое заболевание, но я вас уверяю 90% лекарств мы в состоянии производить сами.
5 августа 2015, 12:44
Были бы в состоянии и больше производить, если бы сохранили Советскую фармацевтическую промышленность, или если бы хотя бы восстанавливать начали раньше лет на 10! Об этом в статье по ссылке ниже очень хорошо написано.
t
thorgaris
5 августа 2015, 12:52
если бы хотя бы восстанавливать начали раньше лет на 10! Я согласен, но когда-то же надо начинать и нынешняя ситуация этому всячески способствует.
аа
александра александра
5 августа 2015, 15:28
Если бы, да кабы... А где вы были в 91-м? Небось громче всех горланила в очереди за колбасой как вам не хватает "демократии, плюрализма,свободы слова и проч.". Снявши голову по волосам не плачут.
5 августа 2015, 12:29
Кстати, вот очень интересное мнение об этом: kprf.ru/activity/healthcare/138483.html Фармацевтической промышленности приказано встать с колен Это ссылка с сайта Коммунистической Партии.
t
thorgaris
5 августа 2015, 12:49
дженерики...факту не самые новые и на практике зачастую менее эффективные, чем оригинальные. Крайне спорное утверждение, мой личный опыт говорит об обратном. Уважаемая, коммунисты пытаются очернить всех, кто находится во власти, это их любимая тактика, ведь им так хочется порулить снова. Но делают это крайне непрофессионально. Например, они упоминают одну ОАО "Нижфарм", да еще якобы инстранную, пытаясь создать впечатление будто бы в России нет отечественных предприятий. Простой поиск в яндексе дает: www.fptl.ru/Rabota.html www.orgpage.ru/rossiya/фармацевтическая_промышленность/ ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фармацевтические_компании_России Я всегда проверяю и перепроверяю, чего и вам советую.
аа
александра александра
5 августа 2015, 15:30
А когда будет ссылка с сайта Компартии с извинениями и компенсациями невинноубиенным ею в период с 1917 по 1953?
Synoptic
5 августа 2015, 14:46
Речь идет о ГОС-закупках Никто не собирается лишать российский народ самого сокровенного, идете в аптеку и покупаете импортный кондом
5 августа 2015, 15:13
Если честно, то другие наименования из этого списка, как-то больше обращают на себя внимание. Например, повторю еще раз, рентгеновские аппараты, протезы сердечных клапанов, дефибрилляторы, костыли, трости, ходунки, антисептики и дезинфицирующие препараты. Однако. если все эти товары производятся в нужном количестве и качестве, если мы на 100% готовы к импортозамещению, тогда совсем другое дело. Кроме того, рекомендую к прочтению статью из газеты "Правда" (ссылка на сайт КПРФ в комментарии в 12:29). очень интересное мнение, хотя и не о "самом сокровенном", конечно:)
с
сампосебе
5 августа 2015, 16:22
Катя, добрый день. Извините, но статья из "Правды" это моветон. И до 1991 и после. Все о чем Вы переживаете давно делается на российских заводах, даже если и стои импортный лейбл. Речь идет о ввозе из-за границы, а не о произведенном на территории РФ. Открою Вам страшную тайну - Бош, Самсунг, Аристон...давно стали российскими. Платят налоги в казну РФ, зарплату россиянам и только часть прибыли забирают иностранные хозяева. Но и россияне Абрамович и Ко с россиянами прибылью не делятся.
5 августа 2015, 16:37
Здравствуйте! Мне показалась очень интересной эта статья, и близкой к обсуждаемой теме. Тем более там говорится о том, что конечно же импортозамещение необходимо, о том что необходимо восстанавливать отечественную фармацевтическую промышленность. Только нужно учесть интересы всех, и в первую очередь больных людей.
с
сампосебе
5 августа 2015, 18:05
Я не против. Вот пусть авторы статьи и покажут пример. Или опять только бла-бла-бла?
О
ОлегА
5 августа 2015, 16:30
А при чем здесь санкции? Речь идет о госзакупках - или за рубежом, или в России. Онищенко, конечно, дурку гонит, когда сперва запрещает госзакупки за рубежом, а потом начинает развивать отечественную фармацевтику. Его бы самого к районной поликлинике прикрепить вместо 4-го управления. Но санкции здесь ни при чем. Это он бюджет так пытается экономить. Научи дурака богу молиться, он тебе и лоб разобьет. Лучше бы воровал, ей-богу. ...Я, кстати, ответил вам вчера про часы Пескова. Но это уже в архивах где-то смотреть надо.
5 августа 2015, 16:39
Ответ прочитала, спасибо за мнение. Насчет Онищенко согласна, очень своеобразный персонаж. Хорошо, что окончательные решения все-таки не за ним.
t
thorgaris
5 августа 2015, 17:36
какой у вас интересный междусобойчик особенно если учесть, что Онищенко уже пару лет не возглавляет Санэпидемслужбу...
5 августа 2015, 18:25
Извините, точно! Ну так тем более, решения ВООБЩЕ не за ним. Но он сегодня так маячит в новостных лентах (отечественных, лояльных и нейтральных), что прямо впечатление значимости производит, даже как-то забылось, что сейчас он просто помощник Медведева.
О
ОлегА
5 августа 2015, 22:34
А при чем здесь Санэпидслужба? Речь идет о госзакупках, где заказчиком выступает госорган, имеющий право распоряжаться бюджетом. И это, в первую очередь, Правительство РФ, где Онищенко занимает пост помощника председателя. То есть, именно Онищенко имеет сильное влияние на формирование госзаказа. И, если его предложение будет принято правительством, то правительство вносит предложение в Госдуму, а та соответствующим образом изменяет закон о госзакупках. Таким образом, угроза остаться без презервативов и дефибрилляторов вполне реальна. Не знаю, сколько людей родится в этом случае, но погибнут очень многие, это к бабке не ходи.
v
vit1962
5 августа 2015, 16:47
Прочитал ссылку и что? Речь идет об ограничении закупок, не более. Думаю нашей промышленности вполне по силам освоить такое "ноу хау", как трости))) а если серьезно, давно пора возродить нашу медицинскую промышленность. Ведь СССР себя полностью обеспечивал перечисленным мед. оборудованием...
2
2m
6 августа 2015, 02:04
А вы попробуйте вникнуть, поискать информацию, и на основе информации оценить этот проект решения. Например: планируется закрыть доступ на российский рынок только тем товарам, которые производятся как минимум 2-мя производителями.
5 августа 2015, 11:39
"Москва - Третий Рим. А Четвертому, - не бывать". Эта фраза на "века" определила, как автор правильно указал "с мессианской миссией по "спасению" других народов". Вот и Ватикан предлагает: "Глава дипломатии Ватикана предложил "шагать вместе с Россией". "Как известно, в ходе официального визита в Ватикан президента РФ Владимира Путина 10 июня этого года состоялась его беседа с папой Франциском. Разговор шел преимущественно вокруг конфликта на Украине и ситуации на Ближнем Востоке. Папа подчеркнул необходимость больших усилий для достижения мира на Украине и мирного решения конфликтов на Ближнем Востоке с конкретным вовлечением мирового сообщества", - напомнил Галлахер. "Россия играет очевидно важную роль на международной арене, и я думаю, что мы должны шагать вместе, а не порознь в совместном стремлении улучшить сегодняшний мир. Российская Федерация может содействовать стабилизации в Средиземноморье, как она способствовала достижению недавнего соглашения по ядерной проблеме Ирана", - заявил руководитель ватиканской дипломатии Конечно же есть категория "людишек", для которых в порядке вещей служить то своему государству, то, - другому, лишь бы есть, пить сладко. И правы были Вайнеры, со словами Шарапова в "Визит к минотавру" - "Я в разведку за линию фронта, а ты с буханкой хлеба под мышкой через проходную завода"
rp
russo pofigisto
5 августа 2015, 12:22
Бельгия? А сколько у неё танковых армий?
5 августа 2015, 12:27
В идеале Европа хотела бы жить рядом с Россией, которая разделяет если не наши ценности, то хотя бы часть наших интересов, и использует привлечение, а не принуждение, чтобы завоевать союзников и усилить свое влияние А разве не ЕС "принуждает" своих членов к тем или иным действиям? А разве не США открыто признались, что оказывали давление на ЕС в принятии решения по санкциям? То есть мы должны "привлекать" а запад имеет абсолютное право "давить" на своих партнеров? Так получается?
v
vicvirt
5 августа 2015, 12:29
применение санкций стало неожиданной демонстрацией единства и решимости. И этой решимости хватило надолго- колективная свора тявкающих шавок под предводительством соединненых государств америки
5 августа 2015, 12:34
сначала посмотреть в корень проблемы, которую с точки зрения Европы представляет собой Россия Ну сказал как есть! Что лишний раз доказывает Россия для Запада и есть проблема! Чтобы не было проблемы, с точки зрения Запада, не должно быть России, все остальное "лирика" и пустозвонство.
2
2m
6 августа 2015, 02:16
Плюсую... Это фраза, вокруг которой построен весь это опус. А почему? А потому, что во все века Россия для них проблема. Только мы всегда слишком добрые. Возьмем Париж - уйдем, возьмем Берлин - уйдем. А амеры вошли в Европу по самые нидерланды, да так с времен войны там и сидят. И уходить не собираются. И для Европы это не проблема!
Я
Ямщик
5 августа 2015, 12:42
В результате он видит мир как систему под контролем нескольких главных сил, а все меньшие участники обречены выполнять роль игровых фишек. А что странного то? Зеркальное отражение Ротшильдо-Рокфеллерского мира. Что хныкать ,угол отражения равен углу падения.Все в норме, кто кого.Рокфеллеры и Ротшильды тоже свои истоки имеют отнюдь не из богемных семей и районов проживания.
5 августа 2015, 12:48
Ну после таких слов Нужно наложить эмбарго на бельгийскую химию)
m
makmaxx
5 августа 2015, 12:56
Если кто забыл... Они сами себя убеждают, что ли? Просто умозаключения, без фактов. "Считают", "думаем", "мыслят". Что за чушь? Есть же исторические факты, есть данные спецслужб и прочее! К чему эта демагогия?
s
samx
5 августа 2015, 12:57
Инфантилизм!!!! Развивать надо и умственные и логические способности. Не принимать на веру то чем кормят с ложечки. Допускать разные варианты развития событий и причинно-следственные связи. И не надо искать приемлемых объяснений почему следует с наслаждением стоять на коленях перед СШП.
v
varia
5 августа 2015, 13:15
Неизбежность конфликта обусловлена тем, чего не понимает Путин, — силой общества. Неизбежность конфликта обусловлена европейской жадностью и косностью, больше ничем.
n
nemez
5 августа 2015, 13:45
Простота хуже воровства Запад действует и живёт в парадигме сфер влияния и именно этим и доказывает то , что Путин реально лучше понимает ситуацию на планете. Примитивное понимание развитой культуры быта небольшой группы западных стран как превосходства "ценностей" заводит горе мыслителей в тупик.
5 августа 2015, 13:46
Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения. Это ближе к смене идентичности, а не к смене режима. Вот оно что, оказывается Россия им должна! Свою идентичность поменять. Есть предложение получше, смыть этих наглых мразей в Атлантику. Желательно с обеих сторон. Хоть должны никому ничего не будем.
5 августа 2015, 14:16
Поэтому требуется нечто более сложное. Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения. Это ближе к смене идентичности, а не к смене режима. Европа - России: ты гей!
Чтоб я так жил
5 августа 2015, 14:52
правильнее так: Так называемый Евроколхоз принял санкции...под давлением США, скрипя зубами "применение санкций стало неожиданной демонстрацией единства", видимо, для самих участников, под крики о "попытках" разрушить это единство и судорожных визитах представителей госдепа и "убедительных" выступлениях молодых ничего незначащих лимитрофов. При этом, те, кто проявляет уверенность (на словах) в необходимости продления санкций, одновременно надеется на скорейшее их прекращение. Но хозяин говорит, что только после того, как будут соблюдены его условия. "Путин, соглашайся, а то нам так тяжело. И вообщ, отдай власть американским прихвостням и мы тебе всё простим: и победу во Второй мировой, и геноцид буржуев, и выход в космос, и Солженицина посавим выше Шекспира, будем пить много русской водки и отменим визы."
comradgram
5 августа 2015, 14:58
Европейский рейх Очередной западный рейх осмысливает тупиковую ситуацию со своей непрекращающейся агрессией против России. В России тоже понимают, что проблема с ЕвроРейхом (от Карла 12-го, Наполеона, Виктории и до Гитлера с Муссолини) — давнишняя, долгосрочная и многослойная. Очевидно, что уступки — не панацея, способная все исправить. Они должны быть лишь очень малой частью широкой стратегии - продвижении широкой образовательной и информационной программы в ЕвроРейхе об его изначальной экзистенциальной колониально-нацистской порочности, о необходимости коренной перестройки его общества с тем, чтобы наконец НАВСЕГДА отправить его нацистские ватиканско-англиканские скрепы на свалку истории. Она, стратегия ПЕРЕСТРОЙКИ в ЕвроРейхе должна восстановить нашу надёжность и способствовать устранению проблем в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И это очень важно, потому что Евро-Азия остро нуждается в надежности, если она хочет успешного и мирного развития и самой определять процессы в будущем. Поэтому мелкие уступки необходимы в сочетании с не ограниченной в усилиях стратегией похорон ЕвроРейха. Начать можно с основ - с популяризации распространенной в средние века среди немцев, итальянцев и французов идеи упразднения сатанинского папства в ватикане, осуждения католической ереси и возвращения римской епархии в семью остальных христианских епархий. Следующим логическим шагом следует рассматривать продвижение и популяризацию идеи покаяния Ватикана, Польши, Германии, Австрии и СГА с Канадой за создание агрессивного антирусского проекта "украины" и "украинства" на русских землях и за последующую агрессию под флагом этого проекта в историческое сердце России.
ЮР
Юлия Ростов
5 августа 2015, 15:30
основывает влияние на своей привлекательности Это как, интересно? Это когда чрезвычайно привлекательная особа завлекает в свои сети совсем не всех подряд, а именно тех, кто нужен? Или наоборот, пытается завлекать всех подряд, лишь бы похвалили?
О
ОлегА
5 августа 2015, 15:37
Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения Во-первых, Евросовет (European Council) является политическим органом Евросоюза. Но Россия в Евросоюз не входит, поэтому никакому Евросовету Россия ничего не должна в принципе. Во-вторых, Евросовет не имеет никакого права говорить от имени общества. Хотя он и состоит из выборных глав правительств, но в сам Евросовет их никто не выбирал, это просто самоназначенцы, присвоившие себе право диктовать свою волю всем членам Евросоюза. В-третьих, Минские соглашения заключались не между Россией и Евросоюзом, а между Россией, Украиной и ОБСЕ. Но Евросовет не является органом ОБСЕ, поэтому никаких требований по выполнению Минских соглашений выдвигать не может. Опять таки, в принципе. Наконец, сами санкции, принятые Евросоюзом, никак не увязывались с выполнением Минских соглашений. Они увязывались с "аннексией Крыма", "поддержкой повстанцев" и "сбитым Боингом". Но ни один из этих пунктов не вошел в Минские соглашения, поэтому попытка Евросоюза задним числом приклеиться к соглашениям, да еще приклеить к ним свои санкции - это просто попытка дотянуться до левого уха из-под правого колена. Как-то даже неловко становится за брюссельских чиновников, согнувших самих себя в такую замысловатую позу.
b
babariha
5 августа 2015, 16:25
Не Пуаро Набор очередных ложных посылок и возведение кучи дерьма. С чего этот бельгиец взял, что Россию кто-то имеет право наказывать? У него мания величия или полный европейский неадекват?
М
Мехханик
5 августа 2015, 17:12
Введение санкций показало не единство Европы, а тотальную зависимость Европы от США. И это печально, в первую очередь, для самой Европы. Россия может успешно действовать и в этих условиях: достаточно найти болевые точки у США и заставить янков умерить свой гонор. А европейцы встанут в ту стойку, которую им предпишут янки....
5 августа 2015, 17:47
Все это ложь.Мне 76 лет и я жил в этом районе, около Владимирской площади и кончил таМ школу , а потом 2 института и защитил кандидатскую .Как живут Американцы в ДЕЙСТВИТЕЛьНО БЕДНЫХ районах ,если вам нужна правда ,а не голос Америки или идиотизмы русских граждан,которые в мире ничего ни видели и живут дурцкими представлениями и неутолимой тупой завистью, сформированными пропагандой Запада, найдите мемуары Марка Тайсона-великого американского боксера.Прочтите и узнайте ,как росли и растут дети в имперском НЙ., где он стал вором форточником.Действительно , относительн западного мидл класс мы жили беднее. Эта бедность заключалась в трудностях с покупкой авто и практической невозмоэностью активно путешествовать.Были хронические проблемы с жилеьм. А в остльном ,жили на том же уровне, что и большинство людей на Западе,имея важные преимущества в других областях.Во-первых, наши дети-в Союзе была невиданная возможность вертикального социального движенйия благодаря бесплатному великолепному образованию. Дети из рабочих и крестьянских семей становились учеными,врачами,видными военными,инженерами.В моем маленьком дворе было 7 ребят.Все получили высшее образование.Володю Фуфаева 30 лет наяад я видел капитаниом 1го ранга,Юра Соловьев, отец которого был убит на войне , а мать рбочая пошел по дипломатической линии.Мой отец тоже был рабочий ,а у меня 2 диплома Другой важный момент- по краней мере в больших городах-многое было сделано для детей,причем бесплатно, чего вы не найдете ни в одной западной стране, тем более-бесплатные ясли,сады,пионерские лагеря,кружки по интерсам.Мой занимался фехтованием,шахматами,туризмом,учился в спец. биологической школе.ТУ них времени не было болтаться по дворам и улицам. Зопадные критики СССР нe знают СССР и используют избитые пропагандистские штампы.Хочу затронуть малообсуждеамую тему-культура в СССР би на Западе..Для меня показатель-число подписчиков в СССР на литертурные журналы 14 миллионов только на Новый Мир, а были еще Инностранная литература,Знамя,Нева и еще какие то. Тут обнаруживается интересный парадокс- при жестком идеологическом контрол, советские люди были боилее начитаны,культурны,чем те же американцы. Они получали многие новинки мировой литературы.Мы на днях пересматривали старыесСоветские шоу и фильмы-Не горюй,О бедном гусаре,Тарковского ит.п.По художественному уровню и доброте они на голову выше Голливуда,где главный герой -престуник и пистолет. Даже эти упреки -смотрите как жили партийцы,чепуха,посмотрите как живут капиталисты.В СССР при всем при том было больше равенства ,чем в любой кап стане.Было и масс недостаков, и ,главный, нереформируемость системы, реальая пердача власти людям,нереформоируемость заложенная еще В.В. Лениным. Что касается Путиная,он рос в той же среде,что я и мои сверстники,он из моей среды,порядочный и верный человек,джентельмен по сравнению с хамами Обамами ,непрерывно лгущими и кладущими ноги на стол..Впервые у власти в России находиться человек с университетским образованием. Мне интересен Западный теЗис , о том что Россия борется за сферы влияния. Захвтив в свою зону влияния бывшие демократические и союзные республики, Заpad стоит у ворот Москвы и Россия борется за существование.
i
isha
5 августа 2015, 20:45
Возможно, самое трудное для практичных западных умов — это принять факт, что российская проблема — долгосрочная вот чудики Россия - сердце и душа мира. душа вечна - так или иначе возродится. а сердце да, уничтожить можно - но только и вам без него жизни не будет
M
Maximillianin
5 августа 2015, 21:26
А я бы на месте Путина.... ...не пожалел бы пять лярдов долларей что бы пустить распрекрасную Бельгию по пути несчастной Украины... Кто там у нас? Фламандцы и валлоны? Так-так... Эники-беники... пусть главными будут фламандцы!!! Значит накупим десять тыщ фламандцев (можно французишек ещё тыщ пять прикупить, они нынче дёшевы), пригоняем их на главную площадь Брюсселя... ну там палатки, покрышки, брусчатка, молотов - классика жанра в общем. Идея??? Валлоны вон из Бельгии а валлонский язык под запрет!!! Россия поддерживает фламандцев!!! Матвиенко с булочками на главной площади Брюсселя!!! неизвестные снайперы валят протестующих с обоих сторон! Вопрос инвестиций. Всего лишь. А по существу. Когда избирали Януковича у Запада были претензии по поводу его легитимности? Не было. Послы всех стран расписались в получении вверительных грамот за подписью Януковича после его избрания. ТОЧКА! Президент Украины Янукович - легитимный, всеми признанный президент Украины. Значит его свержение - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ! А то что на Майдане присутствовали высокопоставленные представители Запада, говорит о том что они были на стороне тех кто этот ГОСПЕРЕВОРОТ устроил. Утверждать обратное - НЕВЕРОЯТНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ!!! В Европе полно мест, которые можно точно так же поджечь как русско-украинский конфликт. Те же фламанцы и валлоны всего лишь сто лет назад уничтожали друг друга хотя жили и живут в одной стране. Если эти тупоголовые европейцы не понимают что нельзя нарушать установленный миропорядок, значит Путину нужно начать заливать бабло в ультранационалистические организации Европы, что бы майданы начали вспыхивать по поводу и без! Может тогда поймут. И начать нужно непременно с Бельгии!
2
2m
6 августа 2015, 01:55
афтар пытался сделать мне беременную голову Россия должна искренне пересмотреть средства и цели своего международного поведения. Ага! И погладить шнурки всем бельгийцам!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем