Сексистские заявления кандидата Дональда Трампа в адрес американской журналистки подняли настоящую бурю, в том числе в его собственном лагере. Тем не менее, даже если отойти от позиций кипучего миллиардера, поведение других кандидатов-консерваторов по отношению к женщинам тоже вызывает вопросы.
После провокационных заявлений о мексиканских мигрантах и военных заслугах сенатора Маккейна на этот раз Дональд Трамп все же зашел слишком далеко? Миллиардеру не понравились вопросы журналистки Fox News во время прошедших в четверг вечером теледебатов, и он высказал предположение, что причиной ее «агрессивного» поведения были критические дни.
После поднявшейся в результате бури возмущения нью-йоркский магнат попытался оправдаться, заявив, что его слова неправильно поняли. Напрасно. Организатор проходившего на выходных крупного форума республиканцев отменил высланное тому приглашение. А его главный политконсультант уволился. Что касается его соперников из республиканской партии, они были счастливы подвернувшейся возможности раскритиковать лидера опросов и в один голос осудили женоненавистничество Дональда Трампа.
Мужской электорат в приоритете
Как бы то ни было, на баскетбольной арене в Кливленде, где проходили первые дебаты республиканцев, Дональд Трамп был не единственным, кто нелестно отозвался о женщинах и их правах. Сенатор от Флориды Марко Рубио и губернатор Висконсина Скотт Уолкер выступили за полный запрет абортов, даже в случае инцеста, изнасилования и угрозы для жизни матери. Другие претенденты, в том числе и «умеренный» Джеб Буш предложили отказать в государственных субсидиях организации Planned Parenthood, которая оказывает женщинам медицинские услуги (в том числе и по абортам) в сотнях клиник по всей стране.
Постановка на первый план в дебатах вопросов абортов и права женщин распоряжаться собственным телом служит наглядным подтверждением консервативного характера праймериз. Если у кого-то еще оставались сомнения, десять отобранных для участия в основных дебатах кандидатов (все как один мужчины) показали, какой избиратель является для них приоритетом: белый мужчина-ультраконсерватор шовинистских и даже слегка расистских взглядов. Что в США зачастую подразумевает друг друга.
В стремлении привлечь на свою сторону наиболее реакционно настроенный электорат кандидаты-республиканцы могут лишиться столь важных женских голосов. Со времен Буша-старшего в 1988 году ни одному кандидату-консерватору не удавалось заручиться поддержкой женского большинства. На прошлых президентских выборах 55% избирательниц поддержали Барака Обаму, что сделало неизбежным поражение Митта Ромни. «Позиции Демократической партии ближе к волнующим женщин вопросам, будь то экономика, здравоохранение, экология, равенство в зарплатах», — отмечает Дайанн Бистром из Айовского университета.
Уроки неудач в 2012 году
«Ни одному из кандидатов не удалось убедить избирательниц», — сокрушается на страницах The New York Times республиканский стратег и писатель Маргарет Гувер. Как бы то ни было, в составленном после поражения в 2012 году докладе Республиканская партия, казалось, сделала для себя нужные выводы. «Нам нужно выработать ориентированную на будущее позицию, чтобы убедить женщин», — писали в штабе партии. Как бы то ни было, в тех штатах, где власть находится в руках республиканцев, все происходит с точностью до наоборот. По информации The Guttmacher In¬stitute, за первое полугодие 2015 года в местных парламентах был утвержден 51 документ по ограничению права на аборт.
Демократы в свою очередь довольно потирают руки и готовят рекламные ролики с осуждением «войны с женщинами» Республиканской партии. Этот аргумент активно использовался в 2012 году, и сегодня может стать еще сильнее в руках Хиллари Клинтон.