Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Без имперских супердержав Западу грозит хаос

Миру грозит глобальная политическая нестабильность. Русские, исламисты и автократы в Африке и Азии ставят под угрозу международную государственную систему. В роли державы, обеспечивающей порядок, мог бы выступить Китай.

© AP Photo / Ng Han Guan, FileЖенщины-солдаты НОАК во время маршировки на военной базе под Пекином
Женщины-солдаты НОАК во время маршировки на военной базе под Пекином
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Миру грозит глобальная политическая нестабильность. И для поддержания стабильности и развития многостороннего сотрудничества к ведущей державе США должна присоединиться еще одна держава. Единственная страна, обладающая соответствующими средствами и амбициями, — это Китай. Вместе они могли бы укрепить международную систему и снизить поток хаоса и насилия в мире.

На Украину возвращается насилие, распространяемое русскими. «Исламское государство» продолжает свой кровавый завоевательный поход. Из-за глобальной активизации жестоких конфликтов и кризисов от Африки до Азии становится понятно, что отсутствует гарант порядка — будь то международное право или глобальный гегемон, которого государства (и те, кто хотел бы поучаствовать в построении государств) считали бы легитимным и заслуживающим доверия.

Чтобы развить стратегию по восстановлению порядка, необходимо проанализировать комплексные движущие силы, стоящие за сегодняшними процессами. Лучшим исходным пунктом является взгляд на судьбы больших империй. Эта история начинается в 1923 году с распада Османской империи, которая на пике своего развития в XVI и XVII веке завоевала большие территории Южной Европы, Западной Азии и Северной Африки. Почти через 70 лет произошел распад Советского Союза, за которым последовало восстановление китайской империи, стремящейся трансформировать экономический успех в геополитическое влияние.

Самое важное в этой связи, мы имеем дело со снижающимся влиянием США, которые Раймон Арон охарактеризовал как «имперскую республику». Для поддержания международной стабильности после 1945 года США организовали многонациональные институты, среди которых Совет безопасности ООН, МВФ и Всемирный банк. Тот факт, что системе не удалось приспособиться к измененной геополитической и экономической реальности, вызывает серьезные вопросы в отношении ее легитимности.

Поскольку мир сейчас разделен на меньшее количество империй, число актеров на мировой арене возросло — тренд, в основе которого лежит представление о том, что идентичность и национальный суверенитет неразрывно связаны между собой. После деколонизации Африки возник ряд новых государств, в том числе тех, которые некоторыми воспринимались как «искусственные», поскольку существовало мнение, что это развитие вызовет обострение ситуации и нестабильность на и без того хрупком континенте. Схожий феномен может сейчас наблюдаться на глобальной арене.

Неравенство приносит беспорядок

Еще один фактор, который способствует распространению беспорядка — взрывной рост неравенства. С глобализацией возросла пропасть между богатыми и бедными — как внутри стран, так и между ними — из-за чего исчезло такое важное для легитимной международной системы чувство единства. Как можно говорить об «общем благе», когда им обладает так немного людей?

В этом контексте, несомненно, крайне сложно создать международный порядок, который обеспечит необходимый баланс между легитимностью и властью. Чтобы справиться с этим вызовом, рассматриваются три возможных сценария.

Первый сценарий подразумевает новую дефиницию международного порядка для лучшего оформления геополитической реальности. После окончания Второй мировой войны образовался биполярный мир во главе с США и Советским Союзом. После распада Советского Союза он превратился в однополярный мир с США в роли единственной оставшейся супердержавой. За последний десять лет США несколько отступили от своей глобальной роли, и ни одна страна не заполнила этот вакуум, из-за чего система больше подвержена нестабильности.

Для поддержания глобальной стабильности и развития многостороннего сотрудничества к США должна присоединиться еще одна держава. Переживающий кризис ЕС не готов взять на себя эту роль. России не хватает не только необходимых средств для заполнения подобной ниши, страна и сама оказалась в позиции зачинщика беспорядков. А в отношении стран с переходной экономикой, таких, как Бразилия и Индия, как и в случае с промышленно развитой Японии, речь хотя и идет о региональных державах, но им еще предстоит приобрести глобальный стиль мышления.

Превратится ли Китай в державу, обеспечивающую порядок?


Единственная страна, обладающая соответствующими средствами и амбициями, которая могла бы наряду с США играть роль ведущей державы, – это Китай (возможно, это слишком очевидный вывод). У обеих стран вместе могло бы получиться укрепить международную систему и снизить поток хаоса и насилия в мире.

Однако создание такого биполярного мирового устройства не является универсальным целебным средством. Несмотря на относительный спад, США все еще обладают по отношению к Китаю важными структурными преимуществами в связи с инновациями и ценностями — не говоря уже об обширных энергетических ресурсах. По этой причине новый мировой порядок стал бы односторонним. Однако признание Китая как единственной мировой державы вынудит США преодолеть колебания гегемониальной власти, а китайское руководство должно будет признать свои международные обязательства.

Второй сценарий оживления международной системы состоит в укреплении тех ценностей, которые образуют ее фундамент. В конце 18-го века Жан-Жак Руссо был уверен в том, что недостающая демократия в Европе является одной из основных причин войны. Сегодня, как кажется, не хватает верховенства закона.

Тенденция проста. Обычные граждане все больше расстраиваются, поскольку они видят, как богатые — зачастую при прямой или косвенной поддержке коррупционных правительств — становятся еще богаче. Чтобы приглушить обеспокоенность населения, многие правительства делают ставку на национализм, зачастую в реваншистской форме, и переносят ответственность в борьбе своих граждан на какого-нибудь внешнего врага — например, западные страны, которые ввели санкции против России. Международная система, основанная на верховенстве закона, была бы крайне действенна в приглушении подобных конфликтных ситуаций.

Совет безопасности ООН парализован

Третий вариант подразумевает переоценку функций многосторонних институтов. Лучшая возможность для преодоления «паралича» Совета безопасности ООН состоит в передаче некоторых важных полномочий неформальным институтам, например, «Большой двадцатке», состав которой хотя и неидеален, но она соответствует геополитической динамике сегодняшнего дня.

Эти три  сценария - единственно возможные инструменты в распоряжении сильных мира сего для реализации реформы международной системы. Подход, который все же следует избегать, это длительное бездействие — если только нет цели допустить дальнейшую «эрозию» мирового порядка и дальнейшее погружение в хаос и насилие.