Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейский миграционный паралич

© AP Photo / Thibault CamusМигранты перелезают через забор, чтобы пробраться к Евротуннелю
Мигранты перелезают через забор, чтобы пробраться к Евротуннелю
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня ЕС является одним из богатейших в мире регионов. На протяжении десятилетий подавляющее большинство европейцев жили в мирных демократических государствах, которые поддерживали их основные права. Собственные страдания Европы от миграции стали далеким воспоминанием. И тем не менее многие европейцы вновь чувствуют угрозу, но не со стороны России, а от беженцев и иммигрантов.

На протяжении многих веков Европа была континентом страдающим от войн, голода и нищеты. Миллионам европейцев пришлось эмигрировать потому что их мучали экономические и социальные недостатки. Они плыли через Атлантический океан в Северную и Южную Америку, иногда даже в далекую Австралию, чтобы избежать страданий и стремиться к лучшей жизни для себя и своих детей.

Все они были, в просторечии нынешней дискуссии о иммиграции и беженцах, «экономические мигранты». В течение двадцатого века расовые и политические угнетения, а также страдания от двух мировых войн стали преобладающими причинами для этих перемещений.

Сегодня Европейский Союз является одним из богатейших в мире экономических регионов. На протяжении десятилетий подавляющее большинство европейцев жили в мирных демократических государствах, которые поддерживали их основные права. Собственные страдания Европы от миграции стали далеким (и вовсе забытым) воспоминанием.

И тем не менее многие европейцы вновь чувствуют угрозу, но не со стороны России, которая настойчиво идет против ее соседей, а от беженцев и иммигрантов — беднейших из бедных. Когда сотни людей в лодках утонули в Средиземном море этим летом, практически в каждом уголке Европы, 26 лет после падения железного занавеса, зазвучали голоса, призывающие к изоляции, массовым депортациям и строительству новых стен и заборов. По всей Европе ксенофобия и откровенный расизм достигают невероятных уровней, а националистические, даже ультраправые партии набирают скорость и поддержку.

В то же время надо понимать, что это только начало кризиса, потому что условия, толкающие людей на то, чтобы покинуть свои дома, будут только ухудшаться. Однако ЕС, большинство чьих членов имеют самые большие в мире и наиболее оснащенные системы социального обеспечения, оказывается пораженным этим — политически, морально и административно.

Этот паралич создает значительный риск для ЕС. Никто всерьез не считает, что отдельные члены ЕС, в частности Италия и Греция — две наиболее пострадавшие страны, могут самостоятельно преодолеть долгосрочные проблемы, вызванные масштабной миграцией. Но многие государства-члены отвергают единые европейские усилия, занимая позицию, которая грозит ускорить эрозию солидарности внутри ЕС и усилить текущую тенденцию к дезинтеграции.

Существуют три различных причины для нынешней миграции в Европе: постоянное экономическое недомогание западных Балкан, беспорядки в регионе Ближнего Востока, гражданские войны и конфликты Африки. Интенсификация или расширение войны в Восточной Украине быстро добавит четвертую причину для иммиграции.

Иными словами, вся миграция, с которой Европа сталкивается в настоящее время, коренится в серьезных кризисах в его собственном районе. И все же ЕС мало что может сделать для решения любой из них. Очевидно, что ЕС должен существенно укрепить его общую внешнюю политику и политику безопасности, включая Европейскую Политику Соседства, в целях более эффективного устранения причин миграции. Пожалуй, единственный более вопиющий провал, чем отказ государств-членов в поддержке таких реформ, является их собственное бездействие, не в последнюю очередь потому что они создали вакуум легитимности для ксенофобии, которую теперь заполняют националисты и расисты.

Учитывая ее внешнеполитические слабости, Европа может иметь лишь незначительное воздействие на характер войн и конфликтов, разрывающих в клочки Африку и Ближний Восток (хотя даже ее влияние, пусть и небольшие, должно быть использовано и развито). Однако западные Балканы это совсем другая история. Хорватия уже является членом ЕС; Черногория и Сербия начали переговоры о членстве; Албания и Македония являются кандидатами на присоединение; а Босния и Герцеговина и Косово являются потенциальными кандидатами. Здесь ЕС уже имеет значительное влияние.

Почему ЕС не стал больше вовлечен в западные Балканы — регион, где Евросоюз может сделать многое путем поддержки экономической и административной модернизации и инфраструктурных проектов, чтобы сплотить регион с промышленными центрами союза — по-прежнему остается тайной Европейской комиссии и государствами-членами. Абсурдный результат, однако, заключается в том, что граждане из ЕС стран-кандидатов подлежат процедурам предоставления убежища, потому что для них не существует возможности легальной иммиграции в ЕС.

Один особый случай — это цыгане, большое меньшинство в западной части Балканского полуострова, чьи члены часто сталкиваются порочной дискриминацией. Это общеевропейская проблема. Цыгане несоразмерно пострадали после краха коммунизма в 1989 году, когда они работали в основном в неквалифицированных промышленных рабочих местах, и стали первыми, которых сократили. Действительно, многие из них — нынешние или будущие граждане Европы — пали в пропасть нищеты. Продолжающаяся дискриминация в их отношении представляет собой общеевропейский скандал, и ЕС, а также его государства-члены и страны-кандидаты должны разобраться в нем.

Кризис беженцев этого лета подчеркивает еще одну, гораздо большую, структурную проблему в Европе: это демография. Учитывая, что европейское население стареет и сокращается, континент остро нуждается в иммиграции. Тем не менее, многие в Европе выступают категорически против иммиграции, потому что она также означает социальные перемены.

В долгосрочной перспективе политикам придется объяснить своим людям, что они не могут иметь экономическое процветание, высокий уровень социального обеспечения и население, в котором пенсионеры становится все более тяжелым бременем на экономическую активность. Рабочая сила Европы должна расти, и это только одна из причин, почему европейцы должны перестать относиться к мигрантам как к угрозе, а вместо этого рассматривать их как новую возможность.

Йошка Фишер был министром иностранных дел Германии и вице-канцлером с 1998 по 2005 годы. Это время характеризуется сильной поддержкой со стороны Германии интервенции в Косово в 1999 году, а затем — оппозицией Берлина в вопросе войны в Ираке. Фишер вошел в политику после участия в протестах против истеблишмента в 1960-х и 1970-х годах. Фишер играл ключевую роль в финансировании немецкой Партии зеленых, которой руководил на протяжении почти двух десятилетий.