Внимание, которое уделяют предстоящему визиту председателя КНР Си Цзиньпина в Америку, необычно даже по китайским меркам. Подготовка к поездке всерьез началась уже в начале февраля, когда о ней было объявлено впервые. С тех пор китайские чиновники, дипломаты и ученые не жалели усилий, чтобы подчеркнуть значимость визита и его потенциальный успех.
На встрече с советником по национальной безопасности президента США Барака Обамы Сьюзан Райс (Susan Rice), которая прилетела в Пекин в августе в рамках подготовки официального визита Си, министр иностранных дел Китая Ван И (Wang Yi) назвал это событие определяющим для направления китайско-американских отношений в будущем и способным повлиять на ситуацию в регионе и в мире.
На прошлой неделе во время совместного интервью CCTV News и China Daily государственный советник Ян Цзечи (Yang Jieqi) выразил уверенность в том, что саммит Си и Обамы принесет «существенные результаты». Ожидания настолько высоки, по крайней мере, с китайской стороны, что некоторые аналитики считают, что визит Си по значимости и влиянию не уступит американскому туру Дэна Сяопина в 1979 году, — поездке, которая, по словам Эзры Фогеля (Ezra Vogel), «открыла новую эру в отношениях [Китая] с Соединенными Штатами».
Хотя Си зачастую представляют как самого властного и харизматичного китайского лидера после Дэна, едва ли его визит даст аналогичный импульс продвижению вперед самых важных двусторонних отношений в мире. Когда Дэн более 35 лет назад совершил свою широко разрекламированную поездку в Америку, перемены в международном и внутреннем контекстах обеих стран помогли Китаю и Америкеоткрыть новые возможности для переосмысления своих отношений в более практическом и позитивном ключе.
Если история содержит в себе какую-то подсказку, то Си, возможно, выбрал для своего первого государственного визита в Америку наихудший момент. В условиях быстрого роста Китая и неустойчивого равновесия сил между двумя странами для китайско-американских отношений характерна скорее конкуренция, чем сотрудничество. Похоже, в отношениях действительно преобладают конкурирующие и негативные аспекты, поскольку две страны сейчас находятся в постоянном столкновении друг с другом по целому ряду вопросов безопасности и экономики: споры в Южно-Китайском море, кибербезопасность, инициатива Китая по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и его предполагаемые манипуляции c юанем.
Последние события во внутренней политике обеих стран также бросают длинную тень на перспективы продуктивности визита. Восприятие Китая как «наиболее значимого конкурента» Америки окажется еще более утрированным в пылу президентских выборов в США в 2016 году, которые обещают стать соревнованием в том, кто задаст большую трепку Китаю. Возможно, Си решил начать первый этап своей поездки с Сиэтла, ожидая неблагоприятный политический климат в Вашингтоне, где его поносят кандидаты-республиканцы, а сенаторы-демократы настаивают на решении проблем прав человека. Между тем, профессиональная репутация Си как нового «властного лидера» страны, возможно, уже потускнела ввиду недавнего спада в экономике Китая, равно как и сложных проблем, стоящих перед его реформаторскими инициативами на родине.
Сочетание этих факторов, безусловно, создает не слишком дружественную атмосферу для визита Си и практически лишает его шансов повторить успех Дэна. Это не означает, однако, что визит Си не окажется успешным. Ведь успех — в глазах смотрящих (в частности, китайского правительства и СМИ), и Пекин может захотеть снизить некоторые ожидания и быть готовым к более сложным задачам, нежели те, что стояли перед Дэном или другими его преемниками.
Даже если предстоящий визит не поднимет китайско-американские отношения на новый уровень, а скорее всего так оно и будет, Си все-таки может похвалить самого себя за сознательные усилия по укреплению все более напряженных отношений. Учитывая сложность и масштабность проблем, стоящих перед двумя народами, нужно быть реалистами и понимать, что не все вопросы имеют краткосрочные или даже долгосрочные решения. Поддержка китайско-американских отношений подобна управлению парусником: здесь нужны великие лидеры, которые имеют смелость делать большие шаги вперед, когда все идет гладко, но при этом достаточно дальновидные и настойчивые, чтобы править судном в штормовую погоду.
Между тем визит Си, еще не начавшись, уже успел получить чрезмерную долю ажиотажа, и скорее всего уходящая администрации Обамы будет принимать китайского президента с несвойственной ей помпой и торжественностью. Истинный успех поездки Си, однако, не должен измеряться вещами, носящими временный характер — заявления и речи сами по себе не являются достижениями. Если визит Дэна в 1979 году был нацелен на расширение сотрудничества, то задача Си в 2015 году будет связана с урегулированием кризиса, особенно в то время, когда отношения между Китаем и США предположительно находятся «на переломе».
Си продемонстрировал редкое мужество, выбрав для своего визита в Америку самое неблагоприятное время. Эта поездка будет настоящим испытанием для его руководства и амплуа наиболее перспективного — после Дэна — лидера Китая. Если в ходе работы со своими американскими коллегами ему удастся проявить исключительное благоразумие и дальновидность, чтобы превратить стоящие перед китайско-американскими отношениями проблемы в новые возможности, то есть надежда, что в будущем сотрудничество может обрести устойчивость, а противостояния удастся избежать.