Поистине, вторые выборы в Турции не стали победой демократии. Ведь страна уже сделала свой выбор 7 июня, но результаты не угодили правящей с 2002 года Партии справедливости и развития (AKP): она лишилась абсолютного большинства в парламенте. Президент Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) выступил против создания коалиции и, соответственно, премьер-министр Ахмет Давутоглы (Ahmet Davutoglu), которому поручили формировать правительство, этого не сделал. Таким образом, были назначены новые выборы.
С самого начала всюду витал «недемократичный дух». Партия AKP стилизовала избирательный процесс под выбор «Мы против остального мира». После теракта в Анкаре, который унес свыше сотни человеческих жизней, Давутоглы самым серьезным образом говорил о «коктейльном терроризме»: по его словам, Курдская рабочая партия (PKK) и «Исламское государство» (ИГ) объединились с целью навредить Турции, которой управляет партия AKP. Как будто эти две враждебные друг другу террористические организации стали бы действовать сообща. Главное, появилась картинка: все против нас, поэтому объединяйтесь вокруг нас!
Турецкие журналисты ощутили на себе жесткость позиции власть имущих. Например, колумниста газеты Hürriyet Ахмета Хакана, который подвергал власти критике, недавно избили у собственного дома в Стамбуле, у него были сломаны нос и ребра. Пропагандистское издание Yeni Akit, близкое к партии AKP, на днях без всякого стеснения уничижительно назвала зарубежные СМИ, в том числе Spiegel, «неверными». Это можно понять как призыв к верующим оказать сопротивление, призыв к насилию.
Но откровенный страх вызывает следующее: после невыгодных для себя результатов июньского голосования AKP прекратила все миротворческие усилия в отношении PKK и начала войну против курдов, и в то же время у нее хватило наглости заявить, что только при ее господстве может быть обеспечена стабильность. То же самое, что отравить воду в колодце, а затем предложить помощь к качестве подвозчика воды. AKP нагоняла страх, чтобы увлечь народ и добиться его поддержки, и при этом допускала гибель людей ради своей выгоды. Любой человек, предпринимавший самые робкие попытки критиковать власти, объявлялся врагом.
В такой тревожной ситуации PKK решилась на террор и навредила таким образом прокурдской партии НДП; в такой ситуации «Исламское государство» впервые объявило стране войну в видеообращении и совершило множество терактов; и в такой ситуации, в разгар предвыборной борьбы, помогла федеральный канцлер Ангела Меркель: она нанесла визит в Турцию, обещала Эрдогану и Давутоглы миллиарды и обозначила перспективу безвизового въезда в ЕС для турецких граждан, если Анкара — пожалуйста, пожалуйста — «закроет дверь» и как можно меньшему количеству беженцев разрешит добраться до Европы.
Победа на выборах — кровавая, а горькая правда состоит в том, что в Турции речь идет о стратегических интересах, безопасности, об экономических вопросах. И совершенно точно не о демократии.