25 октября 2015 года почти 27 миллионов украинцев позвали на избирательные участники, чтобы определить имена 168 450 представителей местных и региональных органов власти. На этом уровне выборы в стране проходят впервые после Майдана. Несмотря на относительно низкую явку в 46,62%, октябрьские выборы стали настоящей проверкой популярности действующего правительства и барометром народного недовольства по поводу реализации реформ. Из этих выборов можно сделать для себя сразу несколько значимых выводов.
Выборы прошли в рамках нового закона, который был на скорую руку принят Радой 14 июля этого года и так же быстро подписан президентом Петром Порошенко. Закон преследуют сразу несколько серьезных процедурных проблем, первой из которых является его сложность в связи с введением трехуровневой системы голосования. Избирательный процесс на Украине стал сложнее по всем пунктам, от самого голосования (многие украинцы попросту не знали, как это делать, из-за отсутствия должной информации) до подсчета голосов.
Кроме того, в законе был введен 5% барьер для политических партий на уровне областных, районных и муниципальных органов. То есть, если партия хочет провести своего кандидата, ей обязательно нужно набрать 5% голосов. Этот момент вызывал недовольство со стороны электората, потому что многие независимые кандидаты попросту не смогли добиться избрания из-за такого ограничения.
Наконец, в новом законе не предусматривается возможность голосования внутренне перемещенных лиц, которых официально насчитывается 1,4 миллиона.
Всего участие в местных выборах приняли 132 партии - от крупных национальных движений до небольших объединений, которые были сформированы специально для участия в кампании. По крайней мере, на региональном уровне октябрьские выборы определенно ознаменовали собой существование на Украине политического плюрализма. Впервые такие понятия, как политический выбор и демократическая альтернатива, появились в юго-восточных регионах страны.
Выборы также подчеркнули тот факт, что в риторике большинства украинских политических движений сегодня раздаются популистские нотки: речь идет о весьма выгодной в политическом плане критике действий правительства без представления собственных альтернатив и решений.
Еще один важный момент: хотя украинцы и выбрали местных представителей, содержание программ и дебатов выходило далеко за региональный уровень. Большинство кандидатов активно поднимали национальные вопросы вроде Донбасса, Крыма и реформы армии. Однако они никоим образом не относятся к компетенции местных властей. Таким образом антиправительственный популизм на октябрьских выборах укрепил идею «протестного голосования» против действующей власти.
В некоторых населенных пунктах на востоке Украины (Мариуполь, Красноармейск, Сватово) выборы были отменены из-за технических проблем с печатью бюллетеней. В Крыму и сепаратистских регионах Донбасса их, понятное дело, тоже не было. Наконец, выборы не проходили в 91 местный совет Донецкой области и 31 совет Луганской области в 30-километровой «зоне отчуждения» вдоль линии фронта с сепаратистским Донбассом. Политическая и военная обстановка была признана неподходящей для проведения голосования.
Кроме того, октябрьские выборы ознаменовались появлением огромного числа «технических» партий: они представляют собой административные инструменты, которые были сформированы олигархическими политтехнологами исключительно в предвыборных целях. Их задача — посеять смятение среди избирателей, чтобы отвлечь электорат определенных партий: кто-то хотел ослабить «Оппозиционный блок», а кто-то УДАР-Солидарность. Финансирование ряда объединений олигархами уже подвергалось резкой критике из-за своей непрозрачности. Здесь можно отметить УКРОП, «Возрождение» и «Наш край».
Результаты и последствия выборов
Выборы позволили правящей коалиции сохранить политическую легитимность и национальное равновесие. УДАР-Солидарность в последнее время теряет рейтинги по отношению к парламентским выборам 2014 года одновременно и политическая сила, и в связи со спадом популярности его лидера Петра Порошенко. Как бы то ни было, этот упадок особенно не сказался на результатах октябрьских выборов: объединение показало хорошие результаты на всех уровнях на западе и в центре Украины. Несмотря на это, президентская партия не смогла монополизировать политику по всей Украине, что вынудило ее пойти на формирование альянсов с другими движениями.
Блок Юлии Тимошенко в свою очередь не смог добиться ожидаемых результатов, тогда как хорошие показатели «Самопомощи» и «Свободы» подтверждают их статус крупных игроков на национальной политической сцене.
Наконец, «Оппозиционный блок» (возник в результате переформирования бывшей Партии регионов президента Януковича) продемонстрировал солидные результаты на юго-востоке Украины. Он привлек на свою сторону часть «протестных голосов» и вновь продемонстрировал способность задействовать местные ресурсы и клиентелистские связи.
Впервые в политической истории современной Украины мэров 35 городов с населением более 90 000 человек избирали по мажоритарной системе в два тура. Новые правила стали основой для жаркого политического противостояния и проведения вторых туров во многих ключевых городах (намечены на 15 ноября).
В Киеве растерявший былую популярность мэр Виталий Кличко не смог добиться победы в первом туре. А выборы в Днепропетровске вызвали особый интерес к себе в связи с ожесточенной борьбой кандидата от УКРОПа Бориса Филатова и представителя «Оппозиционного блока» Александра Викуля, которого поддерживает партия Порошенко и влиятельный в регионе олигарх Ринат Ахметов.
Местные выборы вряд ли заметно скажутся на общей картине в украинской политике, потому что соотношение сил на национальном уровне осталось практически неизменным. Как бы то ни было, они подтвердили консолидацию демократического плюрализма на Украине и фрагментированную природу ее политической сцены на фоне все еще заметной поляризации между востоком и западом.
Если судить по конечным результатам (и, в частности, переменам в восточных регионах) на фоне попытки осуществить децентрализацию государства, президенту Порошенко, вероятно, придется провести перестановки в правительстве (прежде всего заменить непопулярного премьера Яценюка) в ближайшие несколько недель.