Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выборы в Мьянме: удивительная победа, но самое трудное еще впереди

Аун Сан Су Чжи одержала триумфальную победу, однако соперничество ее движения с военными продолжается

© AP Photo / Gemunu AmarasingheСторонники Аун Сан Су Чжи и Национальной лиги за демократию радуются победе на выборах
Сторонники Аун Сан Су Чжи и Национальной лиги за демократию радуются победе на выборах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аун Сан Су Чжи и ее Национальная лига за демократию одержали решительную победу, хотя, насколько эта победа полная, станет окончательно ясно через несколько дней. Аун Сан Су Чжи не имеет права претендовать на президентский пост, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этот триумф стал достойной наградой за жизнь, отданную на восстановление демократии в ее стране.

Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi) и ее Национальная лига за демократию одержали решительную победу, хотя, насколько эта победа полная, станет окончательно ясно через несколько дней. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этот триумф стал достойной наградой за жизнь, самоотверженно отданную служению делу восстановления демократии в ее стране. Аун Сан Су Чжи не имеет права претендовать на президентский пост, но теперь она, несомненно, сможет выдвинуть своего кандидата на эту должность. Оан заявила, что будет вести правительство вперед независимо от того, станет ли она президентом. Однако главный вопрос заключается не в том, сможет ли она сформировать правительство, а в том, сможет ли она править.

Ответ на этот вопрос связан не столько с содержанием конституции, сколько с военным, экономическим и социальным авторитетом в стране. Конституцию необходимо менять, и пока это не будет сделано, Мьянма не сможет стать полноценной демократией. Тем не менее, в настоящий момент важнейшую роль играет баланс между двумя центрами власти — демократическим, исходящим из парламента, и военным, укоренившимся в государственных институтах. Аун Сан Су Чжи и ее партия уже сумели в значительной мере изменить этот баланс, хотя реформы, проведенные венными, также сыграли в этом определенную роль. К примеру, эпоха, в которой успехи на выборах попросту игнорировались армией, осталась в прошлом. Так же как и эпоха фальсификаций на всеобщих выборах, которые не раз случались в прежние времена. Теперь Национальная лига за демократию может утверждать, что она представляет народ так, как она не имела возможности его представлять в те времена, когда у нее было всего лишь несколько мест в парламенте. Относительная легитимность Национальной лиги за демократию и тех институтов, где доминирующие позиции занимают военные, сместилась в сторону первой. Но это вовсе не означает, что военный класс с его контролем над службами безопасности, огромными экономическими активами и серьезной поддержкой со стороны населения, утратил все свое влияние.

Политическая борьба теперь стала менее заметной, но при этом не менее острой. Между военным классом и Аун Сан Су Чжи с ее Национальной лигой за демократию сохранятся натянутые отношения соперников. В них будут присутствовать черты как неохотного партнерства, так и продолжающейся борьбы. Они будут характеризоваться попытками заключать соглашения и маневрами вплоть до марта следующего года, когда пройдут президентские выборы. Однако в долгосрочной перспективе главный конфликт будет связан с тем, кто сможет справиться со скрытым стремлением общества к переменам и улучшениям в Мьянме. Воскресные длинные очереди терпеливых и организованных избирателей стали симптомом этого стремления: народ Мьянмы ясно дал понять — более уверенно и более решительно, чем когда-либо в прошлом — что он хочет и добьется перемен.

Жители Мьянмы хотят перемен в экономической ситуации, они хотят иметь больше рабочих мест и более высокооплачиваемую работу, а также более достойные условиях жизни. Они хотят перемен в системе распределения благ, хотят положить конец привилегиям, коррупции и присваиванию этих благ представителями узкого класса. Они хотят жить в условиях диктатуры закона, положить конец таким практикам, как захват сельскохозяйственных земель застройщиками без надлежащей компенсации. Они хотят, чтобы войны, истощавшие Мьянму с момента обретения ей независимости, прекратились навсегда. Они хотят видеть в Мьянме новые дороги, мосты и трубопроводы — и чтобы не нужно было за них продавать свою страну китайцам и другим иностранным инвесторам. И, разумеется, они хотят демократию, чтобы они могли выбирать правительства и принимать участие в политике путем голосования. Другими словами, они хотят очень многого.

Политика в Мьянме будет определяться тем, кто сможет воплотить в реальность устремления народа, а кто — нет. Возможно, некоторые представители армии сейчас не возражают против того, чтобы Национальная лига за демократию взяла на себя роль главной правящей силы, а также бремя необходимости оправдывать ожидания народа, и чтобы она в конце концов лишилась своей популярности, когда — это неизбежно — народ в ней разочаруется. Кроме того, частичное политическое отступление избавит военных от позора, который настигнет их в том случае, если они не позволят Национальной лиге за демократию занять место в правительстве. Возможно, они надеются, что пока неопытная Национальная лига за демократию будет допускать одну ошибку за другой, военным удастся выстроить достаточно мощную социальную базу. Аун Сан Су Чжи и ее партия могут с полным правом поздравить себя с победой на выборах. Но за этой победой начинается самый сложный период.