Ни войны и ни мира. Конференция в Алма-Ате не обострила напряженности между Индией и Пакистаном. Она также не дала - до сих пор? - выхода из кризисной ситуации, в которой противоборствующие стороны твердо отстаивают свои позиции. Накануне формального открытия саммита в экономической столице Казахстана, каждая из стран вновь озвучила вчера свое кредо, в ожидании гипотетической встречи, которая может состояться в этот вторник.
По пути в Алма-Ату президент Пакистана Первез Мушарраф (Pervez Musharraf) вновь сказал о том, что готов к диалогу с Индией "безо всяких условий", чтобы ослабить напряженность между двумя странами, и в то же время заявил, что его страна не станет развязывать конфликт со своими соседями. Индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи (Atal Behari Vajpayee), прибыв в казахскую столицу, назвал жесткие условия для возможной дискуссии: прекращение инфильтрации кашмирских моджахедов через индийскую границу. Первый заместитель министра иностранных дел обнадежил еще меньше, он заявил, что не будет "секретных переговоров, ни диалога, ни дискуссий" между двумя лидерами, которые, в принципе, должны встретиться во вторник. "Мы не нуждаемся во всем этом, чтобы встретиться. Мы могли бы встретиться в нашей стране, или в его стране (в Пакистане, - прим. пер.), если бы обстоятельства позволили", - сказал Омар Абдулла (Omar Abdullah). Ибо противостояние продолжилось и вчера. Индийские и пакистанские войска обменивались вчера артиллерийскими и минометными ударами на границе и на демаркационной линии в Кашмире. По меньшей мере, два человека погибли с индийской стороны в гималайской провинции, по данным полиции.
Поддержка Москвы
Будучи в Алма-Ате с воскресенья, индийский премьер-министр, похоже, имел шанс укрепить свои позиции в противостоянии со своим соседом. Он заявил, что казахский президент Назарбаев разделяет "его взгляд" на меры, с помощью которых можно разрешить кризис. Но более основательная поддержка исходит от Москвы. В то время как российский президент Владимир Путин должен лично встретиться с обоими протагонистами кризиса, его министр иностранных дел Игорь Иванов обвинил в понедельник Исламабад в том, что Пакистан позволил афганским "террористам" проникнуть на территорию Индии. Кроме того, он назвал провокацией ядерные испытания в Пакистане.
Парадоксально, но президент Мушарраф получает поддержку лишь от┘ индийской прессы. Последняя отмечает, что Исламабад затормозил операции воинствующих исламистов по ту сторону демаркационной линии в Кашмире, как и обещал Первез Мушарраф. В Исламабаде пресс-секретарь министерства иностранных дел заявил, что его страна пригласила иностранных обозревателей на линию фронта, чтобы убедить мировое сообщество в своих добрых намерениях, но Индия воспротивилась.