Что означают увольнение главы кремлевского штаба Александра Волошина и история вокруг российского нефтяного концерна «ЮКОС»? Об этом корреспондент "DW-World" говорил с советником Кремля и специалистом по работе с общественностью Глебом Павловским. 52-летний Павловский является президентом «Фонда эффективной политики». Он сыграл решающую роль в победе пропутинской партии на парламентских выборах 1999 года, будучи у нее советником, и, таким образом, в том, что Путин стал президентом России.
DW-World: Означает ли арест Ходорковского, арест, наложенный на контрольный пакет акций «ЮКОСа», и увольнение руководителя кремлевского штаба Александра Волошина окончательную победу группы сотрудников спецслужб и сил безопасности, так называемых «силовиков»?
Павловский: Нет, это является всего лишь промежуточным этапом и кончиной первой команды Путина. Очевидно, начался переход к этапу своего рода поиска новой концепции политики Кремля и новой политики за стенами Кремля. Я думаю, сегодня все свободны в своих действиях. Группа представителей спецслужб, так называемые «силовики», тоже. Она всего лишь одна из действующих групп.
DW-World: А почему предоставлена свобода действий группе силовиков?
Павловский: Это связано с тем, что Волошин являлся связующим звеном между группами внутри правительственной команды. И теперь такого человека нет. Я думаю, что подобное связующее звено можно восстановить на совершенно иной основе. Вряд ли это можно сделать на прежней основе. Необходима, очевидно, более широкая база.
DW-World: Каким Вы видите будущее развитие России, прежде всего, в экономическом плане?
Павловский: В настоящее время существует большая проблема с «ЮКОСом». Это связано непосредственно с изменениями в Кремле. История с «ЮКОСом» в некотором отношении имеет даже более широкий характер. Дело в том, что это является акцией безответственных сил в органах уголовного преследования и в прокуратуре, пытающихся влиять не правовыми методами на экономику.
DW-World: Видите ли Вы в случае с «ЮКОСом» гибель концерна или завершение периода олигархической экономики или даже рыночной экономики в России?
Павловский: Не существует никакой олигархии. У нас это превратилось в традиционный политический миф. Поскольку нет олигархии, то нет и олигархов. В действительности речь идет о крупной промышленности, о старой крупной промышленности, которая состоит в тесной связи с государственной властью. Определенные силы в государственной экономике охотно бы восстановили олигархию на новой основе, а именно, на основе репрессивных органов государства. Это означает, что они хотят возвести вокруг Путина каркас из структур спецслужб и служб безопасности с тем, чтобы силой конфисковать у компаний определенные ресурсы и направить их для усиления государственной власти. Но это проект, противоречащий конституции. И я думаю, что политический инстинкт не позволит Путину оказаться под их контролем.
DW-World: Как Вы оцениваете нового главу Администрации президента Дмитрия Медведева?
Павловский: Это прекрасный, высококвалифицированный молодой администратор и менеджер с хорошим юридическим образованием. Он, на мой взгляд, очень хорошо подходит для руководства президентской Администрацией.