26 мая 2005 года. Всегда печально, когда солидная, пользующаяся доверием организация теряет ориентировку и присоединяется к межпартийной ссоре, которая сегодня выдается за политическую дискуссию. Особенно печально, когда это такая организация как "Amnesty International", которая на протяжении более 40 лет являлась упорным, искренним защитником политических заключенных во всем мире и бичом как для левых, так и для правых диктаторов. Что правда то правда, "Amnesty International" продолжает следить за ситуацией с политическими заключенными, как она это делала всегда, а ее доклады остаются ценным источником информации о правах человека. Но в последнее время эта организация демонстрирует тенденцию к тому, чтобы сберегать свои самые язвительные порицания не для диктаторов всего мира, а для Соединенных Штатов.
Эта язвительность достигла нового уровня на этой неделе, когда на пресс-конференции по случаю опубликования ежегодного доклада "Amnesty International" генеральный секретарь этой организации, Ирен Хан (Irene Khan), назвала американский центр временной изоляции в Гуантанамо Бей, Куба, "ГУЛАГом нашего времени". В письменном предисловии к докладу г-жа Хан подробно остановилась всего на двух странах: Судане и Соединенных Штатах, этой "не имеющей себе равных политической, военной и экономической сверхдержаве", которая "чихает на главенство закона и права человека".
Мы так же, как "Amnesty International", много писали об американских злоупотреблениях в отношении пленников в Гуантанамо Бей, в Афганистане и в Ираке. Мы это делали не только потому, что этот феномен сам по себе является тревожащим, но и потому, что он дает недемократическим режимам повсюду в мире повод для оправдания применения ими пыток и бессрочного содержания людей за решеткой, а также потому, что он подрывает способность правительства США бороться за права человека.
Однако мы не переступали черты, используя слово "ГУЛАГ", и не делали намеков на то, что Соединенные Штаты каким-то образом превратились в современный эквивалент сталинского Советского Союза. Гуантанамо Бей - специальное учреждение, созданное с целью содержания захваченных в плен вражеских комбатантов в военное время. Происходящие там злоупотребления - включая новые свидетельства осквернения Корана - расследуются и обсуждаются Федеральным бюро расследований США, прессой и - пока еще в ограниченном масштабе - военными. Напротив, советский ГУЛАГ был огромным исправительно-трудовым комплексом, в который входили многие тысячи концентрационных лагерей и сотни спецпоселений для ссыльных. При жизни Сталина через ГУЛАГ прошли более 20 миллионов человек. Существование ГУЛАГА не признавалось до самой его смерти. Современным эквивалентом ГУЛАГа является не Гуантанамо Бей, но кубинские тюрьмы, где, как заявляет сама "Amnesty International", обитают узники совести нового поколения; или трудовые лагеря Северной Кореи, которые создавались по образцу и подобию сталинских; или китайский laogai, истинные масштабы которого неизвестны; или, до недавних пор, иракские тюрьмы Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Беспокойство в отношении использования какого-то слова может показаться простой семантикой, однако это не так. Превращение доклада о содержании заключенных в еще одно оправдание для нападок на Буша (George W. Bush) или на Америку подрывает законную критику со стороны "Amnesty International" в адрес американской политики и слабостей и ослабляет эффект от ее расследований пенитенциарных систем в закрытых обществах. Это также дает администрации США еще одно оправдание для того, чтобы называть правомерные возражения против его политики "истерическими".