В последние годы троллинг вышел за пределы социальных сетей, став инструментом государственной политики и чуть ли не главной составляющей российской пропаганды.
Понятие троллинга (от англ. trolling) первоначально связано с рыбалкой и означает ловлю дурной рыбы на блесну или приманку. Цели тролля — замотать, запутать, разозлить оправдывающегося человека и, в конечном счете, оклеветать или унизить его, уличить в неблаговидной деятельности или непатриотизме. По существу, тролль — это ментальный палач.
В социальных сетях троллингу содействует анонимность, отсутствие физического и визуального контакта, позволяющего разоблачать или контролировать провокаторов. Виртуальный мир позволяет создавать любые провокативные образы и ситуации и раскручивать их «на полную катушку». Хотя тонкий троллинг требует определенного профессионализма и изобретательности. Как и любая подрывная деятельность, он остается уделом малоразвитых, тяготеющих к некрофилии. Некрофил испытывает удовольствие от мертвых тел, тролль — от униженных или обгаженных душ.
Тролли никогда и ни за что не прекращают пререкаться первыми, поддерживая спор до тех пор, пока терпение оппонента окончательно не лопнет. Если в ваших словах 99% неопровержимых фактов и 1% спорной информации, всё внимание тролль сосредоточит на последнем. Любимое выражение тролля: «чем докажешь?», хотя доказывать ему бесполезно, ибо он не признает таких понятий как здравый смысл, реальность, конструктивность, ценность, логика, польза и т.д. Тролль лишь прикидывается, что его интересует ваше мнение: его реальная задача совсем иная — выставить вас идиотом.
Выражение «кормить тролля» означает идти у него на поводу. Здесь надо помнить древнюю мудрость: вами управляет тот, кто вас злит. Тролль заинтересован в том, чтобы его замечали. Втягивание в дискуссию с ним увеличивает масштаб его влияния. Поэтому самой надежной защитой от троллинга является полное игнорирование провокатора.
В последние годы троллинг вышел за пределы социальных сетей, став инструментом государственной политики и чуть ли не главной составляющей российской пропаганды. Государство, масс-медиа, веб-бригады, ФСБ используют троллинг как средство клеветы, компрометации, публичных высмеиваний и унижений одного человека или целых групп людей, ведущих к испорченной репутации, недоверию и т.п.
Вся государственная пропаганда превратилась в троллинг, где главный — президент Путин. Спектр хэштегов при этом необычайно широк — от «настамнет», «этонемы» и «авыдокажите» до «крымнаш» или «превратим в ядерную пыль».
Ложь обходится государству поистине в космические суммы. Недавно заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бенджамин Зифф сообщил: «Кремль выделяет на эти усилия 1,4 миллиарда долларов в год для обеспечения всеобъемлющей работы пропагандистской машины как внутри страны, так и за рубежом… она охватывает 600 миллионов человек в 130 странах на 30-ти языках».
Известные российские тролли-комментаторы способны не просто взбудоражить общество, но спровоцировать массовую агрессию, завербовать инсургентов в Сирию или на Донбасс, превратить СМИ в эффективное орудие гибридной войны.
По утверждению президента исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаила Тульского, еще в 2005 году заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков разработал план противодействия «цветной угрозе». Его частью стало создание групп блоггеров, «каждая из которых была прикреплена к какому-то ЖЖ-сообществу или оппозиционному сайту».
Тролли прекрасно финансируются и быстро плодятся. За 12 часовую смену сейчас в их обязанности входит написание тематических блогов, а также до сотни «провластных» политических комментариев на заданные темы. Типичный пример веб-бригад — ООО «Агентство интернет-исследований», также известное как «ольгинские тролли» или «фабрика троллей».
Функции «Виртуального ока старшего брата» вышли далеко за пределы границ страны и стали составляющей международной политики до прямого вмешательства в демократические процессы и вхождения в новый виток холодной войны.
Одним из основных признаков веб-бригад является использование специального программного обеспечения, одновременно создающего в наиболее популярных соцсетях и медиа миллионы ложных «сообщений». Используя это обеспечение, «фабрики троллей» целенаправленно вытесняют из соцсетей реальных пользователей, заменяя их ложными «массами». Таким образом обществу навязывают идею о якобы «существовании подавляющего общественного мнения» по тому или иному вопросу.