Узкие стеклянные двери в магазине Petrovsky Market открываются, будто ворота в другой мир. Снаружи — идиллический американский пригород с аккуратно подстриженным газоном перед частными жилыми малоэтажными домами, американские флажки в клумбах. А внутри — икра из России, сладкие торты с Украины, соленая минеральная вода из Грузии. На Бастлтон-авеню на северо-востоке Филадельфии русская жизнь США особенно заметна. Здесь живут те, кто приехал с Востока, чтобы найти свое счастье на Западе, и кто тоскует по своей Родине. Аптеки, торговцы обувью и парикмахеры завлекают клиентов вывесками с надписями на кириллице.
Они приезжают из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Узбекистана. В некоторых районах города русскоязычная община составляет почти треть населения. Корни более четырех миллионов ведут в бывший СССР.
С тех пор, как к власти в США пришел Дональд Трамп, и усилились подозрения о незаконном сотрудничестве команды Трампа с Москвой, мигранты все чаще оказываются в центре внимания. У Трампа есть проблема с Россией, но у русских в Америке нет проблем с Трампом. Напротив, большинство жителей Бастлтон-авеню голосовали за Трампа и теперь сохраняют ему верность. Что они думают об обвинениях России во вмешательстве в избирательную кампанию и возможных связях между Трампом и президентом Владимиром Путиным?
Раскол в семьях
Ответы на эти вопросы становятся причиной раскола в семьях — между молодыми и либеральными и пожилыми, зачастую консервативными людьми. Последние традиционно поддерживают республиканцев, в то время как Демократическая партия в их глазах сопоставима с социализмом на их старой Родине, от которого они в свое время бежали.
«Могли ли они вообще такое сделать?» — спрашивает он. Он невысокого мнения о президенте Путине. «Демократы боятся, что Трамп слишком сильный», — объясняет Вулах обвинения в адрес России. Трамп просто пытается делать свою работу, но «все постоянно говорят только о России».
Многие чувствуют, что Обама о них забыл
«Трамп хочет самого лучшего для страны», — считает и Мальвина Якоби, приехавшая в США более 20 лет назад из Тбилиси и основавшая газету «Филадельфия Ньюс» (Philadelphia News). Издание — своего рода центральный орган здешней русскоязычной общины. Ее небольшая редакция находится в офисе без особых дизайнерских примет на широкой улице прямо за чертой города.
«Многие американцы чувствуют, что политики о них забыли, многие разочаровались в Бараке Обаме», — рассказывает Якоби. Правительство Обамы было коррумпированным, добавляет 57-летняя блондинка в очках в толстой оправе. Однобокое освещение происходящего в большей части СМИ напоминает ей пропаганду, а она в ней хорошо разбирается еще с советских времен. Все эти якобы происходившие действия России преподносят Путина как «сильнейшего мира сего», считает Якоби. Но он не такой влиятельный, каким его изображают СМИ. Якоби не думает, что Россия могла оказать влияние на выборы, здесь речь идет об отвлекающем маневре демократов и СМИ, и цель этой тактики — отстранение Трампа от власти.
Диана Гликман считает обвинения «шуткой». 45-летняя женщина с длинными темными волосами приехала в США с Украины, когда ей было пять лет. Она ведет русскоязычную программу в интернете и работает вместе с коллегой из газеты. «Есть только слухи, доказательств нет», — подчеркивает Гликман. И по теме миграции у женщин — четкая позиция. «Мы ждали пять, шесть лет, чтобы получить гражданство», — говорит Гликман. Поэтому она сегодня выступает за более жесткий контроль и законы, как того хочет Трамп.
Политический стиль Трампа напоминает бывшие советские республики
Декреты, непотизм или его «крестовый поход» против СМИ — все, чем стиль Трампа зачастую напоминает политику бывших советских республик, женщин особо не волнует. Им нравится, что в Белом доме сидит не политик, а бизнесмен, да еще и успешный. Они хотят видеть сильного лидера. Для них Трамп — прежде всего олицетворение их консервативных идеалов. И все же их уверенность не безгранична, по крайней мере у Якоби. О прошлогодних выборах она говорит: «Особо хорошего выбора не было».