До выборов президента (по Конституции, они должны пройти 31 марта 2019 года) остается ровно 14 месяцев. Однако подготовка к ним будет начинаться уже в ближайшее время. Как стало известно «Вестям» из своих источников, в частности, речь может идти о формировании нескольких штабов: «официального», который может возглавить глава фракции БПП (Блок Петра Порошенко, ред.) в Раде Артур Герасимов, «технологического» во главе с секретарем СНБО Александром Турчиновым или влиятельным нардепом Сергеем Березенко и «регионального».
Последний может возглавить замглавы АП Виталий Ковальчук, специализация которого — связи с регионами. А вот как именно Петр Порошенко будет побеждать на выборах, понимания пока нет. Однако уже сейчас понятно, что он будет опираться на одну из трех базовых моделей поведения.
«Самовыдвиженец»
По некоторым данным, в БПП рассматривают базовым сценарием баллотирование Петра Порошенко либо от БПП, либо, что более вероятно, от съезда политсил (или «всенародного вече»). «От БПП идти опасно, ибо у партии слишком маленький рейтинг, — считает политтехнолог Андрей Золотарев. — К этому сценарию готовятся сейчас, визуально — идет поиск зримых достижений, начиная от финансовых полномочий местного самоуправления и до безвиза».
Косвенные подтверждения этого сценария — заявление самого президента в Давосе: «Мое решение (о баллотировании на второй срок. — Авт.) будет зависеть от того, насколько следующие полгода будут успешными». А также публикация выгодных для Банковой рейтингов (в октябрьском, от Центра Разумкова, президент набирает 14%, опережая Юлию Тимошенко на целых 5,6%).
Встреча в президентской резиденции Гута (любимое место Виктора Ющенко), по словам источников, действительно имела место — на нее было приглашено все высшее руководство, включая Турчинова, Авакова и Яценюка. Двое последних предложение отклонили. «Вероятно, ситуацию просчитали наперед — приезд означал бы результативные переговоры, а они НФ пока не нужны», — прокомментировал «Вестям» собеседник в сфере БПП.
Среди рисков, присущих этому варианту, эксперты называют возмущение мировой общественности применением админресурса/силового сценария, что делегитимизирует выборы, а также… прямой проигрыш Петра Порошенко еще в первом туре. «Но Порошенко учел ошибки Виктора Ющенко и пойдет договариваться с одним из победителей еще на этом этапе», — полагает Якубин.
«Договорняк»
Второй сценарий предусматривает переговоры с «Народным фронтом» — и поход на выборы Петра Порошенко как консолидированного кандидата. В этом случае НФ и БПП «верстают» общий список на парламентские выборы — 2019. А собеседник в БПП рассказал о возможной экзотической вариации — изменении Конституции с введением необычной для Восточной Европы должности вице-президента. Это приведет к сохранению тандема «Порошенко — «фронтовики» (а также, конечно, усилит нынешние позиции Турчинова/Авакова). «Офис вице-президента подразумевает изменение Конституции. Кроме того, решение можно провести указом президента, где он переназовет и наделит новыми полномочиями должность, например главы АП», — пояснил нам Бондаренко.
Сама новая должность может быть двух типов: «американского» (в США вице-президент заменяет главу государства и руководит Сенатом) или «латиноамериканского» (там это, скорее, премьер-министр). «В этом случае возникнет вопрос: отходим ли мы от парламентско-президентской формы правления, ведь в парламентских республиках фигура вице-президента не нужна, тут ключевую роль играет премьер-министр, — уточнил Алексей Якубин. — Новая должность ослабит связку «президент-коалиция» и «Кабмин-парламент», это разбалансирует нынешнюю систему — вице-президента придется усиливать за счет поста премьера».
Однако вариант договоренности с НФ маловероятен. Переговоры шли с зимы 2016 года, и они были нерезультативными. «Они и до сих пор идут в вялом режиме, но у меня есть сомнения в том, что президент пойдет на те уступки, которых требуют Яценюк, Аваков и другие, — считает политолог Кирилл Молчанов. — Скорее, президент предпочтет перенести формирование кадровых предложений на поствыборный цикл, когда будет ясно, кто и сколько набирает на выборах в Раду». К рискам этого варианта можно отнести и то, что он подразумевает внесение изменений в Конституцию до выборов. «И тот, кто победит в 2019-м, поставит эффективность новой модели под сомнение так же, как поставили под сомнение «политреформу» Кучмы, проведенную перед выборами-2004», — заключил Якубин.
«Политреформа»
Третий вариант, наименее приемлемый для Банковой, возможен лишь при усилении давления со стороны «коллективного Запада», что сделает невозможным баллотирование президента, уличенного в чудовищных коррупционных преступлениях. Он подразумевает отказ Петра Порошенко от участия в выборах и согласие на масштабную политреформу, уже сегодня предлагаемую ему «Народным фронтом» — речь о полном
«переверстывании» полномочий (президент становится «английской королевой», обретая чисто представительские функции, а полнотой власти наделяется премьер-министр).
План таков: после парламентских выборов Порошенко избирается премьер-министром, продолжая де-факто руководить страной при слабом президенте. «В США Порошенко пользуется поддержкой Рекса Тиллерсона (глава Госдепа. — Авт.), а противовес ему — директор ЦРУ Майк Помпео, именно он стоит за антикоррупционными разоблачениями, — пояснил нам Кость Бондаренко. — Под Тиллерсоном шатается кресло, поэтому модель может стать реальностью вполне внезапно».
Однако тезис о «коллективном Западе» ошибочен. «США и ЕС имеют разные взгляды на Украину. И у одних, и у других открыт «конкурс» на кандидатов в украинские президенты. Причем рассматривают как нынче существующих политиков вроде Тимошенко или Бойко, так и новые фигуры, например, из числа антикоррупционеров, — сказал Якубин. — Неслучайно глава Минфина Александр Данилюк вклинился в ситуацию вокруг суда Лондона по Коломойскому — он также в шорт-листе».
«Свой кастинг проводят и украинские олигархи, однако окно возможностей для Порошенко переизбраться (несмотря на явные провалы) пока не закрылось», — считает Андрей Золотарев. А Молчанов уточняет: давление Запада, как правило, является непубличным. «И сложно представить себе тот клинч, при котором Вашингтон, скажем, даст понять, что больше не хочет видеть Порошенко в кресле президента», — резюмировал эксперт.