В статьях, опубликованных в норвежских газетах, по-прежнему можно встретить утверждения о том, что поляки вовсе не были антисемитами, когда разразилась II мировая война, что антисемитизму поляки «научились» у нацистов, а также о том, что в наши дни антисемитизма в Польше практически нет.
27 января 2015 года в связи с годовщиной освобождения Освенцима-Бжезинка в 1945 году, отмечаемой ежегодно, газета Bergens Tidende опубликовала статью «Осуждать нас — большая ошибка». Написана она была журналистом Эриком Йенсеном (Erik Jensen), который ради такого случая взял интервью у нескольких поляков на такую тему как Холокост и антисемитизм. В статье, в частности, утверждалось:
• что поляки к началу II мировой войны не были антисемитами,
• что антисемитизму они «учились» у нацистов (позднее — у коммунистов),
• что в 2015 году антисемитизма в Польше практически не было.
К сожалению, это мало соответствовало фактам, и я был очень разочарован — хотя и не удивлен — тем, что журналист (и редакция газеты) просто воспроизвели высказывания интервьюируемых, не проверив, насколько они соответствуют истине. И утверждения были предложены вниманию читателей без единого возражения против сильно преуменьшенной и искаженной картины польского антисемитизма.
Никаких польских концентрационных лагерей не было
Один из интервьюируемых, радиожурналист Дарек Мачиборек (Dariek Maciborek) из города Освенцим (немецкое название Auschwitz — прим. авт.), в частности, сказал:
«Освенцим был собирающей линзой, где подобная трагедия могла разгореться до чудовищных размеров и распространиться дальше, но было бы большой ошибкой осуждать за это нас или называть это «польским концентрационным лагерем». Он мог находиться где угодно. Если кто-то использует определение «польский концентрационный лагерь», говоря об Освенциме-Бжезинке, понятно, что поляки реагируют негативно, поскольку это на самом деле был немецкий комплекс лагерей, размещенный в Польше. Построили лагерь нацисты, именно они заправляли всем, что там происходило. Польских концентрационных лагерей прост-напросто не существовало. Но, сказав об этом, я должен указать на то, что меня удивляют вздохи радиожурналиста Мачиборека: автор этих строк прочитал множество книг и газетных статей об антисемитизме и уничтожении нацистами евреев, но никогда не встречал определение «польский» применительно к Освенциму-Бжезинке. Да и никто из переживших Холокост, с которыми мне довелось беседовать на протяжении нескольких десятилетий, не называл этот комплекс лагерей иначе, чем «немецкий».
Попытки обелить
Еще один объект интервью Эрика Йенсена, Иоахим Руссек (Joachim Russek), в 2015 году возглавлявший польский культурный центр в Кракове, попытался обелить то, как рядовой поляк и в наши дни относится к евреям:
«Есть ли в Польше антисемитизм? Да, возможно, есть. Не так давно на главного раввина Варшавы напали на улице и сорвали с него кипу. Можно с большой долей уверенности утверждать, что польское население воспитали в ненависти к евреям. Сначала — немецкие оккупационные власти, потом коммунизм. Этот тип долговременной пропаганды оказывает воздействие на отношение, которое никогда не было оптимальным».
Поляки по собственной инициативе оказывали содействие во время Холокоста
То, что антисемитизм уже пронизывал польское общество, причем задолго до того, как нацисты выбрали Польшу в качестве главного места преступления для массового уничтожения евреев, которым они занимались, стало существенным фактором во время «окончательного решения» (еврейского вопроса) нацистами. И очень многие поляки были настроены на то, чтобы этому содействовать, что и делали. Иногда их сотрудничество с расой господ было результатом принуждения, но это были исключения. Чаще всего поляки содействовали немцам по собственной инициативе.
Стоит отметить, что здесь речь не идет о сотрудничестве с теми, кто оккупировал страну под эгидой польских властей, речь идет, в основном, о том, что многие совершенно обычные, гражданские поляки благосклонно протянули руку немецким хозяевам — за счет евреев.
Да, существовали поляки-христиане, которые рисковали собственной жизнью, пряча евреев, но таких было немного. Если вспомнить то, что происходило в концлагере в городе Ченстохова (заключенным которого мой отец был на протяжении 1,5 лет), то это может стать примером того, как поляки относились тогда к евреям.
В вышеупомянутом лагере в Ченстохове работали также и поляки-неевреи. Они не были заключенными, они жили у себя дома и приходили на работу и уходили с работы — как будто речь шла об обычном месте работы. В полдень все рабочие получали горячую пищу, но еда, которую получали польские рабочие, была более питательной, чем та, которую получали еврейские рабочие-рабы. К тому же порции, получаемые поляками, были существенно больше, иногда они даже не могли съесть все полностью. Но за то время, пока мой отец был заключенным этого лагеря, не было ни одного случая, когда бы поляк предложил истощенному еврейскому «коллеге» доесть остатки. Поляки предпочитали лучше выбрасывать в ведра для мусора.
Испарился ли польский антисемитизм после капитуляции нацистской Германии?
Когда немцы капитулировали в мае 1945 года, и постепенно стало ясно, что Холокост стоил жизни миллионам евреев, это несколько приглушило польский антисемитизм. Но, тем не менее, антисемитизм самого грубого пошиба, постоянно возникал в Польше вновь, я приведу лишь два примера:
Пример 1:
Польский еврей, живший по соседству с семьей моего отца до осени 1940 года, был убит поляками-христианами, когда он (после долгого пребывания в концлагере) вернулся домой в июле 1945 года. Дело в том, что его дом (так же, как и дом семьи моего отца) был «позаимствован» поляками-христианами в тот самый день, когда все поляки местечка были депортированы нацистами осенью 1940 года.
Пример 2:
В городе Кельце (Kielce), в нескольких милях к северо-востоку от Кракова, 42 еврея были убиты во время погрома 4 июля 1946 года. После появления слухов о том, что какой-то еврей похитил польского мальчика и держит его взаперти в подвале, толпа поляков напала на евреев, живших в районе, где жил «похититель». Польские власти знали, что происходит, но не сделали ничего, чтобы помешать бойне. В числе жертв погрома был один из кузенов моего отца.
Существует ли в Польше сегодня явный антисемитизм?
В упомянутой выше статье давали понять, что в 2015 году антисемитизма в Польше фактически не было. Но, к сожалению, это далеко от истины: по данным Центра Холокоста в Осло, польский антисемитизм распространен значительно больше, чем антисемитизм норвежский, вдобавок он «хуже» (характеристика самого Центра). Это вполне соответствует докладам пользующейся признанием во всем мире организации Антидиффамационная лига (Anti-Defamation League), которая исследует антисемитизм. Большое международное исследование, проведенное под эгидой Лиги несколько лет тому назад, показало, что в Европе лишь греки и турки бОльшие антисемиты, чем поляки; антисемитски настроены были 45% поляков. В Норвегии соответствующая цифра составляла 15%.
В то время как типичный «западный» антисемитизм, в основном, рядится в одежды «антисионизма» и обычно не направлен непосредственно на евреев как индивидов или народ, в Польше ситуация прямо противоположная. По своему характеру антисемитизм там в принципе такой же, каким он был 70-100 лет тому назад, хотя и менее заметен. И он по-прежнему характерен, в основном, для поляков-христиан (В 2015 году в Польше проживало также 30 тысяч мусульман).
Для автора этих строк одним из самых примечательных моментов в упоминавшейся выше статье было то, что на самом деле в том, что имеет отношение к укоренившемуся польскому антисемитизму, есть и обнадеживающие моменты: в последние годы в Польше появились группы, которые серьезно борются за то, чтобы изменить традиционно враждебное отношение/ненависть поляков к евреям. Мне только хотелось бы знать, почему журналист Эрик Йенсен не уделил ни единого слова этой важной работе, направленной на изменение отношения.
Объясняться это может, например, тем, что ни журналист, ни те, у кого он брал интервью, не знали о существовании подобных групп, или, возможно, не считали, что деятельность групп или их цель достойна упоминания. Еще одно возможное объяснение — то, что задача Эрика Йенсена более или менее осознанно состояла в том, чтобы «обнулить» польский антисемитизм — и новомодный вариант, и его предшественников на протяжении жизни многих поколений, в том числе и до начала II мировой войны.
Отмахиваться от исторических фактов такого калибра, в частности того факта, что большой процент поляков добровольно и в существенной степени способствовал осуществлению Холокоста, срежиссированного нацистами, думаю, просто невозможно.
Вместе с тем я искренне надеюсь, что польские группы, которые в наши дни занимаются тем, что пытаются избавить страну от антисемитизма, в один прекрасный день преуспеют в своем начинании — и не только ради самих поляков, но также и на радость (очень немногочисленным) евреям, которые, более или менее добровольно продолжают жить и существовать в Польше.