Во времена Майдана в социальных сетях публиковали немало роликов, смонтированных из реальных кадров под определенную музыку. Много репостов получил клип, сделанный на песню Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе». Когда это было нужно, русский советский поэт вооружил патриотов своим глаголом. Спустя четыре года после победы Революции Достоинства он внезапно стал опасен для Украины и украинцев как носитель враждебной культуры. И объявили его таковым по случаю 80‑летия со дня рождения.
Претензию главы Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича можно и нужно понять. Известного и влиятельного историка удивило, что украинский сегмент «Фейсбука» поминает русского поэта в разы чаще, чем его ровесника, украинского поэта Василия Стуса, погибшего в советской тюрьме за национальную идею.
Однако пользователи социальных сетей не устыдились и не стали активно исправлять ситуацию, популяризируя знаковых деятелей украинской культуры. Они дружно принялись низвергать с пьедестала Высоцкого. Как водится, мнения разделились. Одни с уверенностью российских пропагандистов врут, что никогда не слышали его песен и даже плохо знают, что это за человек, и ничего, живут. Другие говорят правду: выжили и не потеряли рассудок в СССР только потому, что слушали Высоцкого. Но защитники украинской независимости от Высоцкого чем дальше, тем больше стали демонстрировать собственное невежество.
Патриоты вменяют мертвому творцу то, что при жизни был алкоголиком, наркоманом, бабником. Но право быть таковыми они легко оставляют западным артистам. При этом Высоцкий обласкан советской властью, колесил по миру, имел (автомобиль) «Мерседес», а бунтарем был так себе. Это потом из него сделали «хриплую совесть» одной шестой части суши. Кроме того, Высоцкий, оказывается, при жизни никак не высказался за независимость Украины. Давал «левые» концерты, получал «черные» гонорары и ничего ему за это не было. А в это время украинец Василий Стус сидел в лагерях, как и другие борцы за свободу. Тех, кого не посадили,- убили, как поэта Василия Симоненко, художницу Аллу Горскую, композитора Владимира Ивасюка. Короче говоря, Высоцкому было все позволено, а значит, он — агент КГБ, не иначе. Доживи до наших дней, непременно бы прохрипел: крымнаш.
Правды во всех подобных заявлениях — на копейку. Высоцкий действительно писал и пел о «русском мире». Однако доморощенные невежды не видят и не хотят видеть, что, по Высоцкому, это мир алкоголиков, воров, бродяг и проституток. Он населен лагерными вертухаями и невинно осужденными, способными уйти в побег на рывок. В этом мире люди обитают между телевизором и магазином. Главное развлечение — напиться на смотринах, чтобы не дожить до свадьбы, а в гостях драться, выбивая окна и дверь. Русский человек оставляет по всей планете матерные автографы в туалетах. В этом мире личность в штатском сопровождает группы товарищей завсегда. Здесь плахи с топорами, души взаперти, люди скисли душами и опрыщавели, даже в церкви все не так. После таких выводов объявлять Высоцкого опасным глашатаем «русского мира» — верх невежества.
По миру артист передвигался вместе с женой-иностранкой. «Левые» гастроли давал потому, что при жизни имел только одну публикацию единственного стихотворения, к тому же прошедшего цензурную правку. Песни выкидывались из фильмов. Пластинки выходили только за границей и привозились в СССР контрабандой. Высоцкий не был бунтарем, он даже писал письма в ЦК на имя первых лиц, признавался в лояльности и просил легализовать его как поэта и артиста. А в ответ — тишина. Так власть компенсировала относительную безнаказанность Высоцкого: в 1970‑е он имел огромное влияние на огромную страну, не обладая при этом реальной, в том числе — политической властью. Вот почему ему позволили «Мерседес», которых не было ни у чиновников, ни у «цеховиков», ни у бандитов. Таких машин было две. Одна — у Леонида Брежнева, официального первого лица. И у Владимира Высоцкого — статус неофициального лидера государства. Третий «Мерседес» был у гроссмейстера Карпова, но в нашей истории он — третий лишний.
Не надо забывать, что Высоцкий был возмущен вторжением в Афганистан. Так что с прогнозами по Крыму соцсети поторопились. Но и приговоры украинской культуре того времени Высоцкий не подписывал. Вот тут не стоит забывать, кто в советской Украине сидел в лагерях и психушках, а кто — на партсобраниях и в президиумах. Получая блага, которые Высоцкому были недоступны: официальные творческие вечера, юбилеи, регулярные издания книг. Поэтому господин Вятрович прав, но не услышан: тех, кто мешал и мешает развитию украинской культуры, лучше искать у себя под носом. И среди живых.