Год назад «Ютуб» (Youtube) объявил о первой сделке на Ближнем Востоке — об открытии своей крупнейшей студии. Компания «Ютуб Спейс Дубай» (Youtube Space Dubai) в Эмиратах считается первым в своем роде центром платформы «Ютуб» на Ближнем Востоке. Среди всех имеющихся у «Ютуб» площадок, ближневосточная рассматривается как одна из наиболее динамичных и разнообразных с точки зрения контента.
Однако компания «Ютуб Спейс Дубай» решила использовать свой ближневосточный центр, чтобы транслировать совершенно другой образ происходящего.
Город Дубай стал первым пристанищем «Ютуб» на Ближнем Востоке. И хотя ожидалось, что частные студии будут размещены в других городах, таких как Каир или Касабланка, именно «Дубай Студио Сити» решил использовать платформу для производства арабских видео, призванных увеличить количество арабоязычного контента в интернете. И «Ютуб Спейс Дубай» подает эту идею как чисто эмиратскую.
Лэнс Поделл, директор проекта «Ютуб Спейс», говоря о «Ютуб Спейс Дубай», отмечает, что ближневосточные сообщества на «Ютуб» довольно жизнеспособные. Есть и неплохие контент-продюссеры, а сотрудничество с «Дубай Студио Сити» будет им сильной поддержкой и стимулирует рост объема арабского контента в интернет-пространстве.
«Ютуб Спейс Дубай» решило расширить арабский сегмент, совершенно игнорируя арабскую действительность, посредством создания идеалистичной картинки и ее трансляции по всему миру.
Кто строит образ повседневной жизни в Дубае и Абу-Даби?
Сотни тысяч пользователей смотрят канал «ФНД Влогс» (FND Vlogs), который показывает повседневную жизнь миллионеров в Эмиратах, Дубае и Абу-Даби. На канале вы можете увидеть их дома, машины, на которых они ездят и места, где проводят досуг.
«ФНД Влогс» не упускает мельчайших подробностей из жизни богачей в Дубае и Абу-Даби. Любому пользователю из арабского мира или других стран она представляется крайне благополучной, состоятельной и довольно открытой. Блоги показывают жизнь ночных клубов, вечеринки с гостями-иностранцами, танцы и другие развлечения, которые преподносятся как «культурная открытость», не характерная для других арабских стран.
Однако есть большая разница между жизнью богатейших людей Абу-Даби и Дубая в том виде, в котором она преподносится, и жизнью рабочего класса, который все это обслуживает. Данные «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch) указывают на то, что в Эмиратах имеет место трудовая и сексуальная эксплуатация рабочих, особенно женщин, которые подвергаются избиению и сексуальному насилию.
Согласно докладу вышеупомянутой организации, в ОАЭ мигранты из Индии, Филиппин, Индонезии, Непала и Эфиопии работают в тяжелых условиях. А трудовые договоры, на основании которых они осуществляют свою деятельность, не защищают их от сверхурочной работы и эксплуатации со стороны хозяев — граждан ОАЭ.
В 2015 году был опубликован доклад, в котором отмечалось следующее: «В 2014 году власти ОАЭ ограничили свободу слова и право на создание объединений, инициировали кампанию против оппозиции и любого человека, которого руководство страны сочтет угрозой национальной безопасности. В то же время в расследовании по поводу правдоподобных заявлений о том, что силы безопасности арестовали оппозиционеров и подвергли их пыткам, власти не преуспели».
По словам исполнительного директора «Хьюман Райтс Вотч» в странах Ближнего Востока и Северной Африки Сары Ли Уайтсон, ОАЭ позиционируют себя как центр толерантности в регионе. Правда же оказывается намного более уродливой и сводится к игнорированию прав человека. И все это на фоне попыток «Ютуб Спейс Дубай» пропагандировать соответствующий образ ОАЭ, чей путь к свободам, открытости и толерантности отличается от других арабских стран.
Дети Эмиратов: действительно ли это — повседневная жизнь арабских детей?
Самыми просматриваемыми передачами на канале стали в основном те, которые ведут дети. Самая популярная из них — «Мани Кикс» (Money Kicks), у нее более 75 миллионов просмотров. Рашид Бельхаса, четырнадцатилетний мальчик, считающийся «самым богатым ребенком в Эмиратах», показывает свою роскошную жизнь в социальных сетях, в основном, на своем канале «Мани Кикс» на «Ютуб Спейс Дубай».
Рашид опубликовал фотографию своего нового «Феррари» стоимостью в 260 тысяч долларов, несмотря на то, что водить он ее пока не может.
У канала появились десятки миллионов зрителей по всему миру, и слава мальчика взлетела до небес. На этом канале — фотографии юноши в самой дорогой одежде и обуви, в компании 400 львов и тигров, подаренных отцом-миллиардером Сейфом Бельхаса.
Если канал «Ютуб Спейс Дубай» и пытается распространить определенный образ арабского ребенка в интернет-пространстве, то в этом нет ничего удивительного. Противоречивое отношение ОАЭ к реальному положению арабских детей имеет долгую историю. Проект «Дарующие надежду», нацеленный на поддержку различных социальных инициатив (волонтерская деятельность, образование, медиа и другие сферы), — один из наиболее показательных примеров того, что ОАЭ игнорируют действительное положение арабских детей. Проект «Дарующие надежду» распространяется и на тех, кто реализует благотворительные инициативы для беженцев, спасает жизни гражданского населения в сирийской войне и вынужденных бежать детей. Именно это и показывает двойные стандарты ОАЭ, которые сражаются с сирийской революцией и скрыто поддерживают российское военное вмешательство, убивают надежду и возрождают ее с помощью поддержки благотворительных проектов, дарующих веру в тех регионах, для которых ОАЭ становятся частью катастрофы.
Арабские женщины: красота — единственное, что их интересует?
На площадке «Ютуб Спейс Дубай» вы не увидите ни одну арабскую женщину, которая занимается чем-либо, кроме ухода за собой. Канал «Худа Бьюти» (Huda Beauty), набравший более 125 миллионов просмотров, принадлежит бьюти-блогеру, которая рассказывает о красоте, одежде, бьюти-средствах и способах их использования. В своих видео Худа не говорит на арабском, но впоследствии записи переводятся.
Худа, исполнительный директор компании «Худа Бьюти», которой принадлежит эта программа, говорит, что макияж и уход — это ее способ заставить девушек поверить в себя и полюбить себя. И несмотря на то, что все это — арабская картинка, призванная укрепить позиции арабского сегмента на «Ютуб», в своих видео бьюти-блогер по-арабски не говорит.
Арабские женщины во многих других странах не располагают достаточными средствами для покупки тех продуктов, которые она представляет в своей программе на «Ютуб». Однако несмотря на это, в арабском сегменте «Ютуб» вы не найдете ни одной женщины, говорящей на арабском, которая предлагала бы что-то, кроме средств, недоступных для большинства слоев населения, например, в Египте или Судане из-за распространенной там бедности.
Тематика блогов различна: от молодежи, обсуждающей самые дорогие машины в мире, как, например, на канале «МО Влогс» (MO Vlogs), который набрал более миллиарда просмотров, до самых дорогих курортов Абу-Даби и Дубая и роскошной жизни. Все это расходится с той действительностью, которая существует во многих арабских странах. Этот образ относится лишь к жизни в ОАЭ, которые на «Ютуб» изображают себя как самую терпимую и процветающую страну.