Мюнхен — Отношения между Россией и Западом становятся критически плохими. США должны разработать эффективную политику в отношении России. Это будет нелегко.
За последние годы Россия сделала мир менее безопасным. Существует глубокое недоверие между Востоком и Западом. Здесь, на Мюнхенской конференции по безопасности, американских и российских представителей разделяет почти пропасть, когда они говорят о ядерном вооружении, военной агрессии, хакерстве и других формах дестабилизации общества.
Бывший посол России в США Сергей Кисляк отверг обвинения о вмешательстве русских в американские выборы. Он сделал это спустя сутки после того, как специальный прокурор США Роберт Мюллер (Robert Mueller) вынес обвинение против 13 россиян именно за это. Кисляк заявил, что США осуществляли широкомасштабные хакерские атаки на Россию, и что его страну сделали козлом отпущения за отравленный политический климат в США, где демократы и республиканцы воюют друг с другом по всем вопросам.
США обвиняют Россию в том, что она нарушила Договор о сокращении ракет средней и малой дальности, запрещающий ракеты малой дальности в Европе и являющийся одним из самых важных договоров об ограничении вооружений нашего времени. Россия отрицает это и обвиняет НАТО в росте вооружений в Европе, что подвергает весь мир опасности. Это непрерывная война за действительность, которую США и Западу трудно выиграть. Главное связано с агрессивным военным и идеологическим поведением России.
Результатом всего этого является ухудшение безопасности миллионов людей. Кроме того, такое положение требует увеличение вооружений, что в свою очередь приводит к еще бόльшей напряженности. А сейчас речь идет уже о росте ядерных вооружений. Это должно напомнить нам о том, как опасно будут развиваться события, если ситуация выйдет из-под контроля.
Недавно американский мозговой центр Brookings Institute собрал группу самых известных американских экспертов по России, чтобы обсудить, возможность создания условий, которые смогли бы привести к чему-либо конструктивному. С беседой можно ознакомиться на сайте Brookings Institute.
Рост вооружений поэтому выходит на первое место. Необходимо четко показать России, что у нее нет возможности для нападения на страны НАТО нет возможности выигрыша при таком нападении. Что любая военная агрессия в этом направлении приведет к военному конфликту. В планы США также входит разработка так называемого тактического ядерного оружия, которое может использоваться, если вдруг Россия решит использовать свое. США опасаются, что Россия может поверить в безнаказанность своих действий при ограниченном нападении с применением «малых» ядерных боеприпасов.
Но просто вооружаться на западе, если вооружаются на востоке — это не решение. США и Россия должны вести полный смысла диалог по важным вопросам. Западу необходимо вооружаться, чтобы быть достаточно сильным для проведения диалога. Но о нем нельзя забывать.
Эксперты Brookings мало верят в то, что Россия при Путине изменит свое разрушительное поведение. Они думают о диалоге, который ограничен вопросами безопасности. Например, между министром обороны Мэттисом (Mattis) и его российским коллегой. Любопытно, что Норвегия несколько недель назад послала одного из своих высокопоставленных чиновников Министерства обороны на встречу с российскими представителями в Москве. Это было впервые после вторжения в Крым. Речь также идет о том, что министр иностранных дел Ине Эриксен Сёрэйде (Ine Eriksen Søreide) в ближайшем будущем нанесет визит в Москву.
Рост вооружений на западе является в первую очередь ответом на рост российских вооружений. Тем не менее, важно вести диалог, чтобы не допустить ухудшения отношений. Недоверие в паре с ростом вооружений и солдат, которые размещаются все ближе друг к другу, — опасная смесь.
Самым лучшим было бы развитие отношений между Россией и Западом в более позитивном направлении. Однако трудно понять, каким образом Дональд Трамп, которого неделю за неделей гложет русское дело, сможет действительно начать проводить новую американскую политику в отношении России. Самое большее, на что мы можем надеяться, — это проведение консультаций, чтобы положение не ухудшилось еще больше.