22 февраля Нацрада по телевидению и радиовещанию сообщила, что намерена «позапланово перевірити телеканал «Інтер» через демонстрацію радянських фільмів з російськими акторами та режисером з «чорного списку».
А 17 января Окружной админсуд Киева своим определением в деле № 826/18070/17 отказал студии «Квартал 95» (ООО «Кіноквартал») в удовлетворении поданного ею ходатайства об обеспечении иска «путем остановки действия приказа Госагентства Украины по вопросам кино в части отмены госрегистрации и признании недействительным государственного удостоверения на право распространения и демонстрации» сериала «Сваты».
В переводе с юридического на общепонятный язык это означает, что популярный сериал в ближайшее время не вернется в украинский телеэфир.
В телевизионном сообществе и в кругах шоу-бизнеса эти новости вызвали очередной, хотя и невыразительный всплеск возмущения, которое, впрочем, не было особенно заметным на фоне событий, сотрясающих Печерские холмы.
Однако в этом решении Нацсовета, как и действующих на основе ранее обнародованных рекомендаций Минкульта, СБУ и судов, нет ничего такого, чего не следовало бы ожидать. В Украине, по инициативе Минкульта, еще в бытность министром Вячеслава Кириленко весьма предусмотрительно было де-факто запрещено не только советское и российское, но и практически АБСОЛЮТНО ВСЕ украинское кино и многие зарубежные ленты.
Сделано это было, безусловно, в первую очередь для того, чтобы всегда была возможность взять за живое любой телеканал, организовав его внеплановую проверку или лишение лицензии. То, чего не сумели достичь прежние власти, нынешней вполне удалось. И сейчас на примере «Интера» и «Квартала 95» она обкатывает методики, которые с высокой вероятностью будут использованы в ближайшем будущем во время президентской и парламентской предвыборной борьбы.
(Далее я вынужден отчасти напомнить читателю то, что уже писал в №1 за 2016 г. в статье «Любовь в большом городе» запрещена и в большом городе, и в малом»).
Напомню, что на сайте Министерства культуры было четко разъяснено: «Мінкультури звертає увагу, що відповідно до закону «Про внесення змін до деяких законів України щодо захисту інформаційного телерадіопростору України» демонстрування програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці, тягне за собою адміністративну та іншу відповідальність згідно чинного законодавства».
В первые же дни действия этого «разъяснения», данного Минкультом как раз накануне новогодних праздников — видимо, в качестве подарка под елочку, — продюсеры украинского ТВ задались вопросом: а как поступить в телевизионную ночь с традиционной демонстрацией «Иронии судьбы…»? Ведь в этом фильме в одной из ролей второго плана снялась Валентина Талызина, которая оказалась в упомянутом списке после гастролей в Крыму.
Но спустя четверо суток Вячеслав Кириленко милостиво разрешил показ фильмов Эльдара Рязанова, в т. ч. «Иронии судьбы…», отметив, что картины Рязанова будут и далее транслироваться на украинских телеканалах, невзирая на подрывную деятельность Талызиной.
Т. е. власть четко дала понять: когда она хочет, то Талызиной не боится, когда надо надавить — «вспоминает», что Талызина под запретом. Это до боли знакомый старшему поколению творческих деятелей классический принцип тоталитарной цензуры как инструмента давления и манипуляции — послушным и приближенным может быть разрешено то, что будет безоговорочно запрещено инакомыслящим и строптивым.
Не сгущаю ли я краски? Неужели действительно под удар поставлена вся отечественная кино- и телеиндустрия? Что ж, изучим внимательно имена из списка. Большинство из них покрывает широчайший сегмент советской и украинской (а отчасти и зарубежной) кинематографии уже на протяжении 60 и более лет:
«Поэма о море» (режиссер Юлия Солнцева по сценарию Александра Довженко и в одной из ролей — «списочный» российский актер Юрий Назаров), «Вечное возвращение» и «Мелодия для шарманки» (режиссер Кира Муратова — и «списочный» Олег Табаков в одной из ролей, он же и в «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна), «Черная курица, или Подземные жители» (режиссер Виктор Гресь — и в кадре Аристарх Ливанов).
В «Андрее Рублеве» и «Ивановом детстве» Андрея Тарковского встречаем Николая Бурляева, активно подрывающего ныне нашу безопасность, в «Зеркале» великого режиссера — опять Юрий Назаров, в его «Солярисе» одну из первых ролей в кино сыграла Наталья Бондарчук.
Дмитрий Харатьян — это ленты украинского режиссера Оксаны Байрак: «Инфант», «Аврора, или Что снится спящей красавице», «Летучая мышь», «Убей меня», «Тебе, настоящему».
А сколько украинских фильмов погубил Юрий Гальцев! «Новогодний киллер» Галины Шигаевой, «Двенадцать стульев» Максима Паперника, «Звездные каникулы» Семена Горова и его же «Сорочинская ярмарка». В «…Ярмарке», кстати, снимались также Георгий Хостикоев, София Ротару, Владимир Заднепровский, Ирина Билык, Светлана Лобода… Почему и эти славные люди должны быть наказаны запретом на демонстрацию «программы»? А «Водитель для Веры» с несравненным Богданом Ступкой (но, к сожалению, со «списочным» оператором Игорем Клебановым)!
«Списочный» певец Стас Пьеха — повод для того, чтобы запретить 40-серийную украинскую комедию «Дедушка моей мечты» (2005 г.) режиссеров Игоря Забары и Сергея Талыбова.
«Доктор Хаус» с политически некорректным Фредом Дёрстом, «Война и мир» с Олегом Табаковым, «Приключения Шерлока Холмса…» с Евгением Стебловым, «Матрица. Перезагрузка» с Роем Джонсом. «Маски-шоу» и «Любовь в большом городе-2» объединяет снимавшаяся и там, и там Эвелина Блёданс.
Элина Быстрицкая — виновница запрета «Бабьего яра» и «Тараса Шевченко».
Впрочем, о советской и российской классике говорить вообще вряд ли стоит: запрещено тотально все — от «Полосатого рейса» до «Гаража», от «Анны Карениной» до «Братьев Карамазовых», от «Собачьего сердца» до «ЧП районного масштаба». При этом я не назвал ни одного профессионально сработанного, хорошо смотрибельного, но пропагандирующего коммунистическую идею фильма.
И что вообще Минкульт имеет в виду под «демонструванням програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці»? А если кто-то подготовит программу, в которой разоблачит шовинистические интриги Варлей, Пенкина и примкнувшего к ним Роя Джонса? Можно ли будет показать их хотя бы со спины?
В «разъяснении» Минкульта подчеркнуто нет никакой конкретики, а значит — власть каждый раз сможет толковать его по своему усмотрению.
Например, «особ» нельзя демонстрировать в каком объеме? Ведь ничего не сказано о том, должна ли это быть главная роль, или, как у Талызиной, роль второго плана, или эпизодическая (как у Юрия Назарова, который снялся в фильме «Петр Великий» / Peter the Great вместе с Омаром Шарифом или Лоуренсом Оливье)?
И, кстати, на кого будет возложена (и кем будет оплачена?) долгая и кропотливая работа по выявлению в картинах всех опасных для демонстрации в «информационном телерадиопространстве Украины» (а в кинопространстве или интернет-пространстве можно?) лиц, снявшихся в крошечных эпизодах, тем более если оные лица подчас даже не упомянуты в титрах? Как, например, Сергей Безруков, снявшийся в антитоталитарном фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина». Ведь исключений для фильмов с участием такой категории лиц (тот же Сергей Безруков — один из самых опасных среди них) Минкульт в своем предупреждении не делает.
Запрещая демонстрацию фильмов с участием тех или иных «особ», Минкульт ввел в Украине принцип внесудебного коллективного наказания за проступок или вину одной личности. Стоит ли говорить, что этот принцип осужден всеми цивилизованными юриспруденциями мира.
Как ни парадоксально — тут я невольно повторюсь, — первой жертвой запрета становится именно украинское кино периода независимости, поскольку, бурное в своем развитии, оно масштабно привлекало для съемок ныне запрещенных артистов или музыкантов из России, где представители этих профессий до недавнего времени были, безусловно, многочисленнее и пораскрученнее. Запрет на демонстрацию фильмов с их участием затормозит развитие украинского кино, поскольку будут вычеркнуты целые страницы из творческой биографии украинских артистов и режиссеров, участвовавших в проектах с привлечением российских «гастарбайтеров».
Телеиндустрия и киноиндустрия — это в большинстве случаев эффективная, весьма прибыльная отрасль экономики, что хорошо понимали даже деятели тоталитарных режимов. Яркий пример тому — история «Веселых ребят». Сценарий комедии написали два талантливых литератора Николай Эрдман и Владимир Масс, которых вскоре репрессировали и сослали в Сибирь. Их имен не было в титрах, но фильм покорил советский и мировой экран.
В советском прокате в послевоенное десятилетие шло более тридцати трофейных немецких фильмов — Сталина не остановило то, что это было кино нацистской Германии. Это кино приносило деньги в бюджет — и это было важнее, чем то, что когда-то говорили звезды нацистского кинематографа — ведомства доктора Геббельса.
В СССР, о тоталитаризме которого так часто и много говорят наши нынешние руководители, не запрещали фильмов только потому, что кто-то что-то не то сказал. Так было с легендарным французским актером Ивом Монтаном, ставшим после вторжения советских войск в Чехословакию страстным критиком советского режима. Никто не запрещал и фильмы с участием Савелия Крамарова после его иммиграции в США — несмотря на то, что там он играл роли, явно не вызывавшие одобрения у партийных хранителей «духовных традиций советского народа».
Идеологи даже тоталитарных режимов понимали, что из всех доступных им искусств важнейшим действительно является кино, даже если его мастера идеологически чужды, а то и враждебны эксплуатирующей их власти.
Я не говорю уже о западных демократиях. В годы войны официальный Лондон отказался глушить немецкое радио, резонно заявив, что англичане не глупее немцев, а враждебная пропаганда не способна подорвать патриотические чувства британцев.
Но, видимо, наша власть считает, что украинцы все-таки глупее своих соседей и не столь патриотичны, как те же англичане. На данный момент в списке 124 человека, которые «создают угрозу национальной безопасности Украины». Следует ли понимать, что наличие имен «списочных» режиссеров в титрах или появление в кадре актеров, сказавших то, чего не одобряет СБУ, тотально подрывает боевой дух у военнослужащих ВСУ на Донбассе, толкает их к паническому бегству с боевых позиций и коллективной сдаче в плен?
Вряд ли все происходит именно так. Власти просто нужна дубина для запугивания телерадиовещателей, они получили ее и сейчас, повторюсь, обкатывают на «Интере», «Квартале 95» и готовятся ударить ею и по другим недостаточно лояльным СМИ.
Список им в помощь!