1 марта президент РФ Владимир Путин выступил с посланием о положении в стране. Более всего в этом послании общественность взволновало упоминание о новых видах вооружения.
Путин рассказал о ракетном комплексе «Сармат» с тяжелой межконтинентальной ракетой и также продемонстрировал видеоролики о разработке новых видов оружия. Зал встретил видео демонстрацию одобрительными аплодисментами.
Примечательно, что, судя по словам президента, ракеты нового типа не имеют ограничений по дальности и способны как угодно маневрировать. Интересно также и то, что в конце послания на ролике был продемонстрирован удар девяти ядерных боеголовок по западному побережью Флориды.
Заявление Владимира Путина о столь грандиозных научно-технических успехах в военной сфере вызывает у международного сообщества один вопрос: что же Путин собирается сделать?
Безвыходное положение
Чтобы понять намерения Путина, нужно сначала выяснить, каково положение России на данный момент.
Стоит отметить, что нынешнюю ситуацию нельзя назвать позитивной. Из-за чрезмерной зависимости от экспорта нефти, большая часть российской экономики теперь завязана на мировых цен на нефть. Конфликт на востоке Украины, привели к тому, что Соединенные Штаты и Европейский союз наложили на Россию серьезные санкции. В конце прошлого года американское правительство решило предоставить украинско армии летальное оружие, что чрезвычайно ясно демонстрирует попытку надавить на российское правительство.
На сирийском театре военных действий Россия изначально собиралась использовать геополитические рычаги, сможет сдвинуть с мертвой точки проблему западных санкций. Однако мало того, что Запад не снял российские санкции, в США даже усилили их. Предполагается, что Сирия превратится из рычага управления в бремя России.
Но что действительно заставляет Кремль беспокоиться, так это следующие американские меры.
В новой стратегии национальной безопасности, озвученной правительством Трампа, Россия представляется как угроза и противник номер один. Позднее опубликованная военная стратегия ставит Россию одной из своих целей. В конце прошлого года американский истеблишмент начал продвижение плана обновления ядерного арсенала, на который планируется затратить 400 млрд. долларов. Это означает всестороннюю модернизацию для «ядерной триады» США. Ядерный потенциал усиливается, и, если судить со стратегической точки зрения, то Соединенные Штаты получили весомое преимущество перед Россией.
Являясь одним из главных игроков на рынке ядерных технологий, Россия обладает способностью нанесения ответного удара. Но становится очевидно, что США нейтрализуют российские достижения, размещая наземные комплексы противоракетной обороны на маршевом участке полета на Аляске и в Калифорнии, а также систему ПРО «Иджис» и THAAD (мобильный противоракетный комплекс (ПРК) дальнего перехвата) — поближе к России.
Это то, с чем сейчас сталкивается Путин. Противник не только более устойчив физически, но также его «копье» длиннее, а «щит» — крепче. А главное, что он все ближе к границам РФ.
В такой обстановке слова о новых видах стратегического вооружения в послании президента Федеральному собранию — это ответ Путина на усиление систем противоракетной обороны США. Это также демонстрирует неодобрение выхода Соединенных Штатов из договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года. В конце своей речи Путин рекомендует США «пересмотреть свою позицию, отказаться от пути эскалации конфликта и прекратить подвергать мир опасности, руководствуясь своими личными интересами».
Действительность
Согласно словам Владимира Путина, чтобы выйти из тупика, России нужно укрепить свои позиции, стать сильным соперником. Но в ближайшем будущем это не так-то просто осуществить.
Итак, положение дел таково, что, с одной стороны, российская экономика переживает сложный период, а с другой, нарастает угроза национальной безопасности. Поэтому развитие военной промышленности, по мнению Путина, это тот выбор, который и поможет укрепить позиции страны. Но тогда возникает вопрос: откуда берутся деньги?
На это российское правительство отвечает, что накопление денег происходит благодаря увеличению доходов и экономии. Судя по всему, реализовать «увеличение доходов» в условиях современного развития российского экономики достаточно сложно, и еще сложнее производить «экономию». Ведь на сегодняшний день военные расходы могут только расти, и на этой статье экономить никак не получится. Россия намерена обеспечить военное оснащение, достаточно мощное, чтобы отвечать на угрозу США, и для этого российского народу придется «затянуть пояса».
В западных странах, если правительство заставляет людей экономить, то авторитет главы государства падает. Но российская история показывает, что общая беда — защита безопасности страны — способна заставить людей на короткое время выдерживать любые мучения.
Но если население РФ заметит, что пока люди переживали трудности, вопросы и остались нерешенными, авторитет Путина сильно потеряет в цене.
Являясь сильной политической личностью, Владимир Путин имеет свои, всем известные, политические хитрости. В нынешних условиях также имеются свои гибкие методы политической борьбы.
Президент очень хорошо понял русскую психологию, и потому постоянно подчеркивает свою готовность защищать российские интересы. Например, в конце своего послания, Путин твердо обозначил, что если на страну нападут, то Россия пустит в ход все средства, включая ядерное оружие, чтобы нанести ответный удар, и никто не должен сомневаться в решимости России сделать это.
«Укол успокоительного»
Чтобы выразить эту решимость, Путин приложил множество усилий.
Во время видео демонстрации кадры, где ядерные боеголовки якобы наносят удар по американским городам, были показаны специально, с намеком на то, что Россия в настоящий момент располагает достаточными средствами, чтобы установить равновесие с США. Это можно считать своего рода «уколом успокоительного».
Технологически, «Сармат» является комплексом с самой тяжелой межконтинентальной ракетой в мире. Дальность новой тяжелой ракеты превышает 16 тыс. км, и, теоретически, она способна атаковать цели в любой точке Земли. Поэтому можно выбрать отличную от стандартных баллистическую траекторию и нанести удар по США.
Из-за того, что в прошлом возможности ракетного двигателя были ограничены, Соединенные Штаты избрали самую короткую траекторию, по которой можно совершить удар, а именно — через Северный полюс (они расположили системы ПРО на Аляске и в Калифорнии). Поскольку комплекс «Сармат» превосходит по дальности прежние ракеты, то он может атаковать США с Южного полюса. То есть он явно нацелен на «слепое пятно» Америки.
Благодаря своему ракетному двигателю, комплекс «Сармат» способен нести несколько боевых блоков. Он может сбить с толку наземные системы противоракетной обороны на маршевом участке полета, а его боевые блоки способны маневрировать. Таким образом, после того как ракета была запущена, она может двигаться не по рассчитанной траектории, а подстраиваться под ситуацию, менять высоту, усложняя задачу перехвата.
Более того, Россия сооружает и другие межконтинентальные ракеты, обладающие похожими характеристиками, такие как «Тополь-М», «Ярс», «Булава-30» (для размещения на подводных лодках), использующие твердотопливный ракетный двигатель.
Заявление Путина о ракетах мы можем рассматривать как образец традиционно российского подхода к решению проблем. Новые виды вооружения — это гарант безопасности для российского населения, а одновременно предупреждение Соединенным Штатам о том, что не нужно чрезмерно давить на Россию.
Тревоги
Кто-то может спросить: если Россия располагает таким отличным боевым оснащением, зачем же так беспокоиться об американской системе ПРО?
Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби сказал: «Мы твердо уверены, что США владеет комплексом ядерного сдерживания».
Что касается США, то достаточно производить один вид ракет, но зато надежный, опираясь на возможности лидирующей промышленной системы и передовые технологии производства межконтинентальных ракет. И не нужно как Россия постоянно проводить испытания и создавать новые модели. Стоит только взглянут на «ядерную триаду» Соединенных Штатов, чтобы понять, что у них есть только один вид межконтинентальной ракеты наземного базирования LGM-30 «Минитмен» и один вид трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках («Трайдент»).
Хотя, российские специалисты продумали разные способы запуска ракеты, создали несколько моделей межконтинентальных ракет наземного базирования, различающиеся по способу базирования, например, ракеты, запускаемые из шахтных пусковых установок, с железнодорожных пусковых установок и с мобильных установок. Но каждый способ имеет свои недостатки.
Шахтные пусковые установки легко могут подвергнуться упреждающему удару противника. Мобильные установки нуждаются в создании высококлассной автодорожной сети. Железнодорожные пусковые установки также могут работать только вдоль ряда фиксированных линий. На примере «Сармата», становится ясно, что такое громадное сооружение можно поместить лишь в шахтное сооружение, и жизнеспособность этой установки в военное время подвергается сомнению.
К тому же, производство таких ракет сопряжено со следующими трудностями: недостаточно производственных мощностей. Пока Россия способна произвести несколько десятков ракет в год. При условии, что в количественном отношении страна никак не сможет развиться в ближайшее время, как можно гарантировать, что Россия сможет парировать упреждающий удар США?
Конечно, не будем исключать, что с течением времени Россия сможет собрать сотни ракет, но США не настолько глупы, чтобы ждать, пока противник накопить силы, чтобы ударить первыми.
Со временем, на технический прогресс США будут смотреть так, как когда-то смотрели на спецэффекты фильма «Звездные войны». Американское правительство располагает ракетно-космической системой, где используется система раннего оповещения и радиолокационные сети, в будущем, импульсное электромагнитное оружие и лазеры. И как только США закончит обновление ядерного арсенала, они смогут легко перехватить инициативу.
В то время Россия, пользуясь способом «затягивания поясов», будет сокращать инвестиции в базовую промышленность, образование и другие области общественного развития, чтобы на какое-то время обеспечить баланс сил с США. Но накопление средств такого рода, в конечном счете, приведет к общей отсталости страны. И тогда уже, как ни экономь, будет поздно.
Выход
Что же делать России?
Не помешало бы взглянуть на Китай.
Нам, как и России досталась «несчастливая участь» быть соперником Соединенных Штатов. Но то, как мы обеспечиваем безопасность, в большой степени зависит от нашего упорства, а не от военной мощи.
Китай является второй экономикой в мире, и как часть мировой экономики, Китай и США владеет множеством совместной собственности, и нанести удар по Китаю для США означает ударить самих себя.
Конечно, Соединенные Штаты знают о таком положении дел. На данный момент Трамп старается продвигать протекционистскую политику в сфере торговли, и ратовал за выход из Транстихоокеанского партнерства, чтобы разорвать американо-китайские отношения. Но ясно, что действительно прекратить эти отношения будет сложно.
Методы, которые использует Китай, как доказывает история, действенны, и Америке придется серьезно подумать над вариантом сосуществования и процветания.
Что касается России, то мораль такова: временные меры дают временный эффект. Фундаментальное решение заключается в реорганизации национальной промышленной системы и экономической системы. И хотя, на этом пути Россия подвергается воздействию западных санкций, он действенный. И также нельзя забывать о восточном соседе, второй экономике мира, которая уже протянула руку дружбы и сотрудничества.
Разве Путин не понимает, каков самый разумный выбор?