Мусорный бунт, как его стали сейчас называть, нашумел на всю страну. Жители Волоколамска устали от того, что по всему городу воняет тухлыми яйцами, а у их детей появляются аллергические высыпания.
«У моих дочерей красные пятна по всему телу и красные глаза. А врачи отказываются признать, что это из-за мусорной горы. Виновные должны быть наказаны!»
Майя Азенко держит за руки своих дочерей-двойняшек Анну и Татьяну. Они только что вышли из больницы в Волоколамске и идут домой. Мама девочек в такой ярости, что еле сдерживается.
В ночь на среду большое количество сероводорода выделилось на мусорном полигоне Ядрово в пригороде Волоколамска, в 100 километрах к востоку от Москвы. Около 20 детей на следующий день попали в больницу с тошнотой, головной болью и высыпаниями. Это вызывало мощную реакцию у жителей.
В среду глава муниципального района Евгений Гаврилов приезжал в город, чтобы встретиться с жителями. Разъяренная толпа разбила ему очки, и он был в конце концов вынужден бежать в безопасное место при помощи полиции. В пятницу появилась информация, что он покидает свой пост.
У больницы в Волоколамске мы чувствуем, как мерзкий запах серы бьет в нос. Именно сегодня запах не очень сильный. Но бывают дни, когда он настолько интенсивный, что весь город воняет тухлыми яйцами.
«Начинает болеть голова и тошнит. Но хуже всего, что это влияет на наших детей. Я не хочу, чтобы мои дети росли в таком воздухе», — говорит Иван Малышев.
Он — один из тысяч жителей Волоколамска, участвующих в прославившемся на всю страну мусорном бунте: целый город требует, чтобы власти что-то сделали с обработкой отходов. Такая проблема актуальна не только для Волоколамска. Несмотря на то, что Россия в последние десять лет модернизировалась во многих отношениях, утилизация отходов остается вопросом пятого уровня важности.
Перегруженная неухоженная свалка примерно в пяти километрах от Волоколамска стала проблемой с тех пор, как Московская область удвоила количество свозимого туда мусора. Причина — в том, что многие полигоны отходов в области настолько забиты, что их больше использовать нельзя. В то же время власти не вкладывают никаких денег в строительство мусоросжигательных и мусороперерабатывающих сооружений. Вместо этого отходы перенаправляются на оставшиеся полигоны, которые очень быстро переполняются и начинают вонять.
Он владеет частной ветеринарной клиникой в Волоколамске, куда переехал из Москвы 10 лет назад. Наталья Симонова тоже переехала из Москвы: раньше она работала там консультантом, а сейчас называет себя дауншифтером. Оба участвуют в обширном гражданском движении, которое требует положить конец тухлому запаху в городе.
«Примерно год назад мы переехали в Волоколамск, потому что нам понравился здешний свежий воздух. Мы хотели, чтобы дети росли среди чистой природы. А получилось совсем наоборот!» — говорит Симонова.
В четверг губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал, что количество отходов, которые привозят в Ядрово, уменьшится вдвое.
Жители не верят никаким обещаниям, и сейчас дежурят на въездах на полигон Ядрово день и ночь.
«Мы не сдадимся, пока власти не сделают что-то с этой проблемой. Кроме того, они планируют открыть новый мусорный полигон неподалеку от Волоколамска, а мы на это не согласны. Мы будем стоять здесь, пока они не откажутся от этого проекта», — говорит Олег Семенов.
Он входит в число добровольцев, которые круглые сутки охраняют въезд на полигон. На его территории стоят автобусы с солдатами из Росгвардии. Очевидно, власти боятся, что так называемый мусорный бунт перейдет к практическим действиям.
Для Олега Семенова важно продемонстрировать свою солидарность с Путиным.
«Это протестное движение не против Путина. Большая часть из нас поддерживают его политику. Но мы не доверяем высокопоставленным чиновникам и не позволим превратить наш город в кучу мусора», — говорит Семенов.
Все, с кем мы разговариваем, говорят одно и то же: корень проблемы уходит в коррупцию.
«Основные занимающиеся отходами предприятия в России не хотят инвестировать средства в переработку или мусоросжигательные сооружения, — констатирует Иван Малышев. — Им гораздо проще просто бросать мусор и получать прибыль. Они ревностно следят за рынком и не пускают на него новых игроков. А чиновники не трогают их, потому что сами под столом получают от этих предприятий большие суммы».
Обработка отходов в России
В 2017 году был закрыт крупнейший мусорный полигон в подмосковной Балашихе. Это случилось после того, как жители пожаловались непосредственно Владимиру Путину в эфире «Прямой линии». Также были закрыты несколько более старых полигонов, в связи с чем нагрузка на оставшиеся увеличилась.
По информации российского управления по охране окружающей среды Росприроднадзор, в России перерабатывается лишь 5-10% от всех отходов. Через три года все свалки Московской области будут переполнены.
Власти Московской области сейчас планируют построить четыре мусоросжигательных и 13 мусороперерабатывающих завода, которые будут сортировать и перерабатывать отходы.