В минувшие выходные Асад в очередной раз пал еще ниже, предположительно применив химическое оружие против своих собственных граждан. Однако гибель людей от химического оружия невозможно отделить от гибели людей от взрывов баррельных бомб, минометных снарядов и других инструментов убийства, ставших чудовищно привычными в Сирии. Все эти орудия являются частью всего одной войны всего в одной стране, где сражаются все те же игроки.
По этой причине судьбы мирных жителей Гуты, Идлиба и Дараа тоже неразрывно связаны. Пока боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.), курды, вооруженные оппозиционные группировки, войска Асада и силы их иностранных союзников продолжают сражаться друг с другом за территории и ресурсы, безопасных мест в Сирии не будет. Международный комитет спасения особенно боится за 2,6 миллиона человек, живущих в провинции Идлиб, которая тоже находится в списке мишеней Асада и в которой уже сложилась крайне тяжелая гуманитарная ситуация.
Сейчас мы наблюдаем ситуацию, в которой уже ничто не может удержать воюющие стороны от продолжения конфликта, никакого прогресса в миротворческих усилиях ожидать не стоит, как не стоит ожидать и облегчения участи сирийского народа. Сейчас необходимо изменить подход, перейдя от реактивных интервенций к постановке стратегических и долгосрочных целей и поиску способов их достичь.
Прежде всего западному миру необходимо решить, насколько сильно его заботит будущее Сирии и судьба ее народа. С самого начала неопределенность и отсутствие единства лишали Запад возможности действовать эффективно. Именно этот вакуум и заполнил президент Владимир Путин. Уход США с мировой дипломатической сцены после инаугурации президента Трампа еще больше усугубил ситуацию.
Если Западу действительно не все равно, тогда в свой ответ ему необходимо вложить гораздо больше ресурсов и усилий, нежели мы видели до сих пор. Для этого ему необходимо сделать три первых шага. Необходимо срочно восстановить Совместный механизм ООН и Организации по запрещению химического оружия по расследованию случаев применения химоружия, чтобы привлечь к ответу тех, кто применил химоружие против мирных граждан. Временные перемирия должны стать реальными и длительными, чтобы гуманитарные организации смогли получить доступ к людям, отчаянно нуждающимся в продуктах питания и медицинской помощи. Также необходимо возобновить инклюзивный политический процесс при поддержке ООН. ООН больше не должна перекладывать ответственность за процесс мирного урегулирования в Сирии на Россию и Иран.
Стратегия Запада в Сирии должна дополняться предоставлением убежища сирийским беженцам. Пока идет война, беженцам необходимо предоставлять безопасные приюты там, куда они прибывают. В этом году в городе Дума погибло больше сирийцев, чем прибыло в США. Пришло время ответить на боевую тактику продуманной дипломатической и политической стратегией. Только в этом случае надежда одержит победу, и в Сирию вернется мир.
***
Комментарии читателей
Upton:
Полезный первый шаг — это определить, насколько США удалось улучшить ситуацию в Афганистане, Ираке и Ливии.
Tess Summers:
Мы должны обратиться к урокам Ирака. Если совершать одни и те же глупые ошибки снова и снова, это никогда не приведет к иному результату. Правда в том, что Асаду и России удалось вытеснить ИГИЛ, тогда как мы только лишь растянули бы страдания на долгие годы. Те, кто считает, что эта война ведется не ради нефти, газа и денег, просто наивны. Негодование Запада — это всего лишь повод для разграбления.
Mr Gerald McDermott:
Отказ Эда Милибэнда поддержать военную кампанию в Сирии стал величайшим актом предательства в долгой истории Великобритании — предательства не только по отношению к слабеющему нравственному авторитету Великобритании, но и по отношению к народу Сирии, Ближнему Востоку и Израилю. Сейчас любые шаги станут всего лишь запоздалым жестом, потому что, в сущности, Асад, Россия и Иран уже одержали победу.