Сюжет российского телеканала о Дании раскритиковали политики и участники интервью. По их мнению, они стали жертвами грубой манипуляции. Эксперт считает лживый сюжет частью политической игры. Министерство обороны выразило свою обеспокоенность.
Датчане, участвовавшие в съемках российского репортажа о Дании, считают, что смысл их высказываний оказался жестоко искажен, сообщает радиостанция «Радио24сюв» (Radio24syv). В сюжете, показанном на прошлой неделе на российском государственном телеканале НТВ, рассказывается о страхе датчан перед Россией и новой радиомачте, воздвигнутой на острове Борнхольм датской военной разведкой.
Посмотрев ролик в датском переводе, бывшие министры Ник Хэккеруп (Nick Hækkerup) и Могенс Люккетофт (Mogens Lykketoft), оба — члены Социал-демократической партии, считают, что пали жертвой «русской пропаганды».
«Российской публике попросту не положено знать, почему агрессивная и непредсказуемая путинская политика вызывает у нас опасения», — продолжает он.
В прелюдии к репортажу ведущий заявляет следующее: «В Дании антироссийская истерия достигла такого размаха, что местные власти решили построить шпионскую башню для слежки за Россией».
В сюжете также сообщается, будто на улицах Борнхольма царит запустение, потому что местные жители попрятались, испугавшись русских, и что датские парламентарии прогуливают голосования по увеличению военного бюджета.
Бывший министр обороны и нынешний глава правительственного комитета иностранных дел Ник Хэккеруп жалеет, что дал интервью НТВ.
«То, что в итоге показали в сюжете, никак не соответствует тому, что я сказал на самом деле. У меня остался неприятный осадок: это информационный вброс, осознанное передергивание и искаженный перевод», — сообщил Хэккеруп.
Услышав датский перевод интервью, Мёллер также счел, что российское телевидение его слова исказило.
«Я вижу, что мне приписали массу вещей, которые я не говорил. Это точно. Пусть приезжают еще, обсудим все еще раз», — говорит Микаэль Мёллер.
Метеостанция на верхушке старой Борнхольмской башни, принадлежащая телеканалу TV2, в репортаже выдается за камеру слежения, якобы установленную на новой радиовышке в Эстмарие.
Старший научный сотрудник Датского института международных отношений Флемминг Сплидсбёль (Flemming Splidsboel) считает, что такие репортажи — часть большой политической игры.
«Сюжет рассчитан на русского зрителя. Смысл его — показать русским, что весь окружающий мир их терпеть не может и боится», — объясняет Сплидсбёль.
Министр обороны Клаус Йорт Фредериксен (Claus Hjort Frederiksen), представитель партии «Венстре», такой подачей не удивлен, однако дальнейшее развитие ситуации его беспокоит.
«Мы, датчане, с этого, может, и посмеемся, но другие, кто посмотрит эту передачу, вполне могут принять ее за истинное положение дел. Это кампания, направленная на то, чтобы подточить наше общество и подорвать доверие к нашим институтам. Мы должны относится к таким вещам серьезно и держать руку на пульсе», — сообщил Фредриксен в письме «Радио24сюв».
Человек, представленный в репортаже как «Бернт Мэдс, местный житель» (корректная передача имени — Мадс Бернт, прим. перев.), рассказывает, что в НАТО датчане вступили не по своей воле и что теперь им приходится делать все, что велят Великобритания и США. «Радио24сюв» с этим человеком связаться не удалось, однако сотрудники музея Борнхольмской башни уверяют, что это был турист из Германии, а никакой не местный житель.
Что говорят местные на самом деле, разобрать нельзя, поскольку их голоса дублированы русским переводом.
Кроме того, в сюжете сообщается, что борнхольмцы не могут простить русским тот год, что они провели на острове после окончания Второй мировой войны, и что на Борнхольме якобы все еще помнят русский.
Наконец, НТВ берет интервью у местного жителя Якоба Йенсена (Jacob Jensen) за рулем трактора. Йенсен — единственный, что считает, что его слова передали более-менее корректно. Правда, и он подчеркивает, что не говорил, будто ему «по фигу», что новую мачту построили прямо рядом с его гаражом.
На вопросы «Радио24сюв» в НТВ не ответили.