18 мая премьер-министр Дмитрий Медведев представил Владимиру Путину предложение по составу нового правительства РФ. В нем произошли лишь небольшие кадровые и структурные изменения (в частности, Минобрнауки разделили на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки). Свои посты сохранили главы ключевых ведомств: министры экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, юстиции, обороны, энергетики, промышленности и торговли. Новых руководителей получили МЧС, министерство сельского хозяйства, природных ресурсов, строительства и связи.
Комментарий
Отсутствие радикальных структурных и кадровых изменений говорит о том, что основные направления внутренней и внешней политики останутся прежними. Их продолжит задавать Кремль (правительство выполняет в России техническую функцию), а в подборе членов правительства, то есть исполнителей, главную роль играет не их политический вес, а умение неукоснительно следовать указаниям президента.
Подготовка полного списка кандидатов на министерские посты продолжалась довольно долго (Медведев был вновь утвержден в должности премьер-министра 8 мая). Это может свидетельствовать о том, что за некоторые позиции (в особенности за те, которые дают доступ к доходным отраслям экономики) развернулась борьба. Заслуживает внимания, в частности, тот факт, что пост министра сельского хозяйства (руководящего отраслью, зарабатывающей на российских продовольственных контрсанкциях) получит Дмитрий Патрушев. Это сын секретаря Совета безопасности Николая Патрушева — одного из ключевых представителей «силовиков». Следовательно, можно ожидать, что контроль за финансовыми потоками в сельском хозяйстве, по меньшей мере частично, перейдет от семьи бывшего министра Ткачева к силовым структурам.
Хотя руководителем министерства энергетики остался Александр Новак, нельзя исключить, что в управлении энергетической отраслью произойдут изменения. Своего поста лишился курировавший эту сферу Аркадий Дворкович, много лет конфликтовавший с главой Роснефти Игорем Сечиным (это стало очевидно, в частности, в ходе приватизации Башнефти, жертвой противостояния стал тогда министр экономического развития Алексей Улюкаев). На место Дворковича предложена компромиссная фигура Дмитрия Козака: тот не занимался раньше этой тематикой, но пользуется особенным доверием президента. Судя по всему, Кремль решил лишить премьера Медведева и экономический блок правительства возможности влиять на принятие решений в сфере энергетики.
Меньше других повезло представителю «либеральной» части российского истеблишмента — бывшему министру финансов Алексею Кудрину, который руководит сейчас неправительственной организацией «Комитет гражданских инициатив». Кудрину не предложили должности ни в правительстве, ни в Администрации президента, где он мог бы оказать влияние на формирование стратегических направлений социально-экономической политики. Он возглавит Счетную палату, что даст ему лишь контрольно-надзорные функции (фактический объем которых будет определять Кремль), но не возможность реально влиять на политику государства.