Всего за какую-то неделю Путин встретился с Ангелой Меркель и президентом Франции. Вот три главных причины этого дипломатического натиска.
1) Надо спасать договор с Ираном
Когда президент Франции еще весной заявил, что собирается посетить ежегодный экономический форум в Санкт-Петербурге в качестве почетного гостя, многие изумились. Это заявление прозвучало на фоне неудачного отравления бывшего российского шпиона в Великобритании, которое привело к международному скандалу и высылке дипломатов.
Но когда Эммануэль Макрон в четверг перешел от слов к делу, отправившись в путинскую Россию с двухдневным визитом, то никто и бровью не повел. Многое изменилось за недавние месяцы.
На прошлой неделе французского лидера опередила канцлер Германии Ангела Меркель, встретившись с российским президентом в черноморском городе Сочи. Путин приветствовал ее букетом белых роз.
Причина этих визитов — «фактор Трампа». В особенности — желание Европы спасти важнейший договор с Ираном, а ведь Тегеран поддерживает близкие отношения с Россией.
В начале месяца Трамп вывел США из ядерного договора с Ираном, мотивировав это тем, что он якобы недостаточно радикален. Вскоре США объявили о новых санкциях против Ирана, а это, в свою очередь, может повлиять и на европейские предприятия.
Евросоюз, Россия и Китай, напротив, продолжают поддерживать международный договор, направленный на то, чтобы не дать Ирану обзавестись ядерным оружием. Эта тема и должна стать стержневой во время визита Макрона в Россию.
«Договор с Ираном может стать прорывом для России, потому что внезапно оказалось, что Франция стоит на тех же позициях», — объяснила Татьяна Кастуева-Жан (Tatiana Kastoueva-Jean) из французского Института международных отношений в интервью «Блумберг» (Bloomberg).
2) Холодный фронт с Атлантики
Споры вокруг иранского договора — лишь один из камней преткновения, возникших между США и Европой, вынуждая последнюю обращаться к России.
Гнев ряда европейских стран вызвали и угрозы Трампа ввести пошлину на европейскую сталь. Следует участь и решение США перенести посольство в Израиле в Иерусалим, что привело к кровавым беспорядкам и гибели десятков людей в Секторе Газа.
«С такими друзьями и врагов не надо», — так в характерной манере отозвался об администрации Трампа глава Европейского Совета Дональд Туск (Donald Tusk).
Кремль поспешил извлечь выгоду из ссоры в атлантическом пространстве, дабы прорекламировать Москву в качестве альтернативного партнера для Европы. С точки зрения Москвы, кризис — это удачный повод поглубже вбить клин между участниками Североатлантического альянса.
«Если мнения совпадают, это значит, что государства уже приблизились друг к другу», — так прокомментировал встречу Путина с Меркель внешнеполитический советник Кремля Юрий Ушаков.
«Пусть себе поймут, что их американские партнеры заставляют их рвать с теми странами, с которыми бы они могли сотрудничать, как, например, с Россией», — заявил аналитик.
«Путин хорошо осведомлен о расколе в западном лагере, и стоит только кому-нибудь показать слабину, как он извлекает из этого выгоду», — объясняет Татьяна Кастуева-Жан.
3) Газопровод и болезни роста
Однако на небе деревья не растут, и меньше всего — знаменитые елки вдоль кремлевской стены.
Санкции, введенные европейскими странами в ответ на военное вторжение на Украину, даже не обсуждаются. Более того, США предупреждали о новом витке санкций против Москвы, и ряд европейских стран готовится принять меры против нелегальных денежных потоков из России.
Но если послушать Германию, получается, что энергетический сектор от политической турбулентности напрочь избавлен. Берлин продолжает ратовать за расширение «Северного потока» — газопровода, по которому российский газ закачивается на немецкий рынок через Балтийское море.
В немецком правительстве этот проект назвали «островком сотрудничества», однако планы расширения подверглись жесткой критике со стороны США, Украины, Польши и ряда других стран Балтийского моря.
Администрация Трампа усилило давление на Германию. Как сообщает «Уолл Стрит Джорнал» (Wall Street Journal), во время апрельской встречи с Меркель Трамп потребовал, чтобы Германия отказалась от расширения «Северного потока» и посулил взамен выгодный торговый договор, который может оказаться решающим для немецкой автомобильной промышленности.
Впоследствии американские чиновники заявляли, что против руководства «Северного потока» могут быть введены санкции.
В Германии и Евросоюзе это давление считают неслыханным вмешательством во внутренние дела. По мнению некоторых кругов, это еще один аргумент в пользу того, чтобы держать каналы для связи с Россией открытыми.
Ангела Меркель со своей стороны настаивает на том, чтобы Россия гарантировала, что транзит газа через территорию Украины продолжится. Таким образом Германия надеется выторговать в новом договоре о «Северном потоке» приемлемые условия для Украины, но не для США.