Водка против пива в России: ЧМ может изменить соотношение сил

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Город-миллионник Самара — родина самой богатой традициями марки пива в стране, а вот у местной водочной фабрики дела обстоят неважно. Пиво и водка давно уже борются за любовь россиян. Водка долгое время оставалась самым популярным алкогольным напитком, но теперь в Самаре есть надежда, что толпы болельщиков на матчах ЧМ хорошенько поддержат местное пивоварение.

Город-миллионник Самара — родина самой богатой традициями марки пива в стране, а вот у местной водочной фабрики дела обстоят неважно.


Самара расположена на Волге — именно на берегу этой большой российской реки пивовар Альфред фон Вакано (Alfred von Vacano) основал дело всей своей жизни.


В 1880 году местные власти выдали ему разрешение на строительство «большого по стоимости и операциям парового каменного пивоваренного завода» — так было написано в заявке.


Годом позже австрийский предприниматель уже вовсю производил пиво под названием «Венское», которое стремительно набирало популярность на российских рынках.


«По полноводной Волге было легко доставлять пиво на другие рынки, и пивоварня фон Вакано быстро стала одной из крупнейших в России», — рассказывает мастер пивоварения Ирина Пономаренко не без гордости.


Фабрика по-прежнему находится на том же самом месте в центре Самары и производит пиво для миллионного города и области в тех же самых зданиях из красного кирпича.


Здесь фон Вакано пришла в голову идея создать марку пива «Жигулевское», которую назвали в честь Жигулевских гор, расположенных на другом берегу Волги — это был пильзнер с мягким вкусом, заслуживший народную любовь по всей Российской империи.


Самара, где Альфред фон Вакано основал свое предприятие, была важным транспортным узлом: Волга пересекалась с мощной железной дорогой, идущей на восток. Сегодня город, расположенный примерно в 1000 километрах к востоку от Москвы, со своими 1,2 миллионами жителей по-прежнему остается одним из важнейших торговых и промышленных центров России.

Он также получил видное место на Чемпионате мира по футболу, который начнется в России в середине июня. Здесь состоятся в общей сложности шесть матчей. 21 июня на свежепостроенном городском стадионе встретятся Дания и Австралия.


«Это традиционно независимый город. Он очень уверен в себе, может быть, даже слишком», — говорит Денис Шлаев, главный редактор российской газеты «Коммерсант-Волга».


Борьба пива с водкой


Несколько десятилетий вплоть до Первой мировой войны пивоварня в Самаре быстро развивалась, потому что Россию мучила жажда, а волжское пиво стало очень популярным.


Традиционным российским алкогольным напитком была более суровая водка, которую пили все — и верхи и низы. Утверждалось, что царь Петр Великий мог употреблять до двух литров в день, но при этом отношение властей к алкоголю было несколько неоднозначным.


В одной стороны, налоги с продаж водки обеспечивали треть государственного бюджета, но в то же время повсюду в стране были большие проблемы с пьянством.


Поэтому, когда разразилась Первая мировая война, царь Николай II предпринял решительные шаги и запретил массовую продажу алкоголя. Примерно в то же время беда случилась и у пивовара фон Вакано.


«Его обвинили в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и отправили из Самары в ссылку», — рассказывает Ирина Пономаренко.


Примерно через год в 1917-м к власти пришли коммунисты, пивоварню национализировали, а ее разочарованный австрийский основатель вернулся домой, на родину.

По иронии судьбы, однако, его марка пива «Жигулевское» в Советском Союзе с годами стала, можно сказать, национальной.


В 1936 году пиво из Самары выиграло первый приз в большом советском конкурсе, после чего его стали производить на многих пивоваренных заводах страны.


«„Жигулевское" стало самым популярным советским пивом», — рассказывает редактор Денис Шлаев.


В советское время в Самаре сильно разрослась промышленность, например, во время Второй мировой войны там производили немалую часть всех советских истребителей. Потом появились и заводы по производству ракет для советской и российской космической программы, а в 1966 году поблизости, в соседнем городе Тольятти, было основано самое крупное в России автомобильное производство, где делают «Лады».


Шоковая терапия и расцвет в 1990-е


Но когда империя, наконец, развалилась в 1991 году, произошли большие изменения — как для всего Поволжского региона, так и для его знаменитой пивоварни.


Обширная приватизация российской промышленности означала, что пивоварня фон Вакано и другие местные производства вновь попадут в частные руки.


Так называемая экономическая шоковая терапия за короткое время привела к огромным переменам, но также вызвала страшный хаос.


Гордому городу на Волге пришлось пережить тяжелые годы, когда первый российский президент Борис Ельцин установил курс на экономические реформы и сближение с Западом.


«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», — вот как звучал девиз Ельцина, обращенный к 89 (на тот момент) регионам страны, и в Самаре были настроены воспользоваться этим шансом.


Город заявил, что он открыт для инвесторов, и впервые за 70 лет туда вновь стал поступать иностранный капитал.


В те годы на Волге сколачивались колоссальные состояния: в местном деловом сообществе играли важную роль известнейшие сегодня олигархи.


Борис Березовский, которого в то время называли «крестным отцом Кремля» из-за его тесной связи с семьей Ельцина, был одним из главных дистрибьюторов автомобилей с заводов «Лады» (АвтоВАЗ), которые так и притягивали к себе различные структуры, связанные с мафией.


Нефтяной король Михаил Ходорковский тоже проводил время в Самаре, где, например, у его компании «Юкос» было три больших нефтеперерабатывающих завода.


Но когда власть сменилась, и в 2000 году президентом стал Владимир Путин, плохие времена настали как для Березовского, который эмигрировал в Лондон и затем покончил с собой, так и для Ходорковского, которого приговорили к длительному тюремному заключению. Сегодня он живет на Западе.


Для Самары это тоже имело важные последствия.


«Когда-то город был в первых рядах, но золотые времена давно прошли», — говорит Денис Шлаев.


Еще в 1990-е годы авиастроительный завод города обнаружил, что гордых традиций недостаточно, чтобы конкурировать с такими мировыми гигантами, как «Эйрбас» (Airbus) и «Боинг» (Boeing).


Завод «Лада» (АвтоВАЗ) в Тольятти сегодня принадлежит международному автомобильному концерну «Рено-Ниссан» (Renault-Nissan) и сталкивается с большими проблемами на высококонкурентном российском автомобильном рынке.


Пивоварня побеждает водочный завод


Однако Жигулевский пивоваренный завод как раз чувствует себя прекрасно в последние годы, в том числе потому, что алкогольные предпочтения русских после падения коммунизма изменились.


Потертый красный кирпич стен делает фабрику похожей на настоящий музей, отсылая нас к детским годам этого производства, однако за старинным фасадом вы найдете современную пивоварню.


В 1990-е и 2000-е годы российское пивное производство пережило что-то вроде революции. Появилось множество новых марок, а на пивоварне в Самаре вновь вернулись к традициям времен фон Вакано.


Алкоголизм привел к резкому увеличению смертности, в особенности среди российских мужчин, у которых средняя продолжительность жизни в 1990-е годы составляла всего 57 лет. Это побудило российские власти прибегнуть к различным мерам, чтобы начать регулировать этот рынок.


Тогда потребление пива значительно увеличилось, в том числе за счет снижения потребления водки, и эта тенденция продолжилась и в 2000-е.


«Мы давно обогнали водку. Молодое поколение предпочитает сейчас пиво, ну или шампанское с вином», — уверенно говорит мастер пивоварения Ирина Пономаренко.


Во всяком случае в Самаре для местной водочной фабрики наступили тяжелые времена, она погрязла в больших долгах, и, по мнению местных СМИ, ей грозит разорение.


«Похожая картина и во многих других регионах, где у водочных заводов тоже трудности», — говорит редактор Денис Шлаев.


Насколько это объясняется конкуренцией с пивоваренными производствами, среди которых также есть филиал принадлежащей «Карлсбергу» (Carlsberg) «Балтики», — вопрос спорный.


Потому что хотя потребление легальной водки, конечно, снижается, велик рынок дешевой водки и других крепких алкогольных напитков сомнительного качества, производимых нелегально. Ранее в этом году российские СМИ сообщали, что служба безопасности ФСБ обнаружила в Самарской области подпольное производство: там нашли 18 тонн алкоголя и 25 тысяч пустых бутылок. В российских регионах наверняка существует множество таких заводов.


Поэтому точно судить о потреблении алкоголя в России нельзя. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2016 году русские употребили в среднем 13,9 литров чистого алкоголя на человека. То есть страна по-прежнему находится в первой пятерке в рейтинге употребления алкоголя в мире, хотя оно постепенно и уменьшается.


Водка по-прежнему составляет большую часть общего потребления, и последние годы не принесли пивоварням особенно хороших новостей.


После резкого роста в 1990-е и 2000-е годы в последующие десять лет употребление пива снижалось. В прошлом году продажи пива упали на 5%, хотя и ожидалось, что они увеличатся на 3-5%, согласно данным Союза российских пивоваров.


Сейчас представители отрасли надеются, что Чемпионат мира по футболу, наконец, кардинально изменит эту тенденцию. Принесет ли чемпионат что-то хорошее предпринимательскому сообществу города в более широком отношении, уже сомнительно, говорит Денис Шлаев.

«Самара — это как мини-Россия. Когда у вас есть нефть и газ, вам необязательно делать что-то еще», — говорит он с кривой улыбкой.


Потребление алкоголя


Среднестатистический русский выпивает примерно 14 литров чистого алкоголя в год.


Из-за подпольных водочных фабрик и самогонных производств эта цифра представляется неточной.


Водка и крепкий алкоголь составляют примерно половину общего потребления алкоголя.


Помимо этого, выпивается примерно 57 литров пива и около 7 литров вина на человека.


В течение ряда лет потребление пива неуклонно возрастало, но с 2007 года оно снизилось на треть.


В 2018 году ожидается, что ЧМ увеличит потребление пива примерно на 2%.

Обсудить
Рекомендуем