Какой изображалась женщина в стихах исламских поэтов?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты...» Исламская поэзия зачастую еще более «невинна». Мусульманские поэты избегали привычных откровений любовной лирики, при этом подчеркивая важную роль женщины в обществе. Заботливая мать, целомудренная жена и нежная дочь — все эти образы очень тонко переданы известными арабскими поэтами.

Литературные произведения считаются истинным отражением ценностей и принципов, принятых в обществе, и благодаря истории исламской поэзии мы можем узнать, какими изображались женщина и ее положение в тот период. Этот образ сочетал в себе консервативные представления, был лишён преувеличений и сохранял баланс между разумом и страстью — все это получило отражение в большинстве поэтических произведений, в которых отдана дань уважения господствовавшим на тот период исламским законам и учтена роль женщины в мусульманском обществе.


Согласно книге «Ислам и поэзия», автором которой является иракский исследователь Самих Макки Аль-Ани, мусульманские поэты в своих произведениях не ставили перед собой привычные поэтические задачи и избегали откровенной любовной лирики, грубой сатиры, а также написания стихов о вине. Когда же речь шла о женщинах, то поэты придерживались «невинной поэзии», которая отражала тонкость их чувств и восприятия, возвышенность и чистоту речи. Данный вид поэзии возник в эпоху Омейядов в Хиджазе и Неджде, где поэты были искусны в выражении своих чувств, проявляя при этом целомудрие и скромность.


Просьба к Богу о любви женщины


Исламское учение не лишало поэтов права выражать свои чувства к женщинам и писать о них, но в то же время вынуждало их придерживаться определённых рамок в словах и описаниях. Как следствие, в большинстве сочинений того периода имеется религиозный мотив, и мы можем привести в пример некоторые строки, в которых появляется образ любимой женщины.


Так, Кайс ибн Зарих написал стихотворение, в котором жалуется Богу о своей разлуке с возлюбленной, которая покинула его:


Богу, не людям, я жалуюсь о ее любви.

Жалоб любящего нужно бояться.

Разве ты не боишься Бога, убивая своей любовью?

Я смиренно иду к вам, унижаюсь.

Боже, Ты подарил мне любовь, наградил ее привязанностью.

Ты даёшь, Ты же отнимаешь.


В своей газели Ибн Аль-Тасрия восклицает:

 

Я молюсь Богу в утренний час.

Ты должен проститься с частью вечера.

В сторону Запада возносится плачь.


Эти стихи демонстрируют, что на поэтов оказывали влияние исламские ритуалы и предписания, страх перед религиозным наказанием и стремление уважать границы, установленные законом, о чем говорит использование в стихотворениях таких слов, как молитва, рай и огонь:


Я молюсь и плачу, вспоминая о ней.

У меня горе, потому что мне не пишут.


Или:


Нет, и тот, кто в молитве касается лбом земли, даже не имея одежды, полон знаний.


Мысли поэтов свидетельствуют об их вере в могущество Бога. Так, в стихах Кайса ибн Аль-Мулавваха говорится:


О друзья, мне не хватит сил,

Чтобы вынести то, что бог и любимой и мне судил.

Ей судил он уйти с другим, ну а мне, на долю мою,

Присудил такую любовь, что я горечь все время пью.


В этих стихах женщина предстаёт в образе любимой без какой-либо чрезмерности в описании ее красоты и других качеств, или же оно вовсе отсутствует. Посредством подобных художественных средств исламские поэты выражали свой взгляд на женщину в вопросе чувств, что требовало сохранения целомудрия. Все это было противоположностью поэзии, распространённой в доисламский период, когда допускалось детальное описание внешнего вида женщины, в том числе ее роста, цвета кожи, волос, улыбки и глаз, а также чрезмерное выражение своей любви к ней, страданий в результате воспоминаний. Кроме того, поэты доисламского периода были склонны писать о женском кокетстве, а ложь считалась неотъемлемой частью ее природы.


Мать, жена и дочь


Исламские поэты часто фокусировали своё внимание на роли женщин в качестве матерей, жен и дочерей и связывали ее с чувствами нежности и привязанности. Они описывали материнские чувства женщин, стремящихся заботиться о своих детях. Примечательно, что поэты старались не указывать, что эти стихи посвящены их женам, матерям и возлюбленным в соответствии с господствовавшим в те времена желанием не упоминать имя женщины на публике, что отражено в следующих стихах:


Мой друг, сегодня меня ждут любовь и забота матери Абана.


Поэты подчеркивали и хвалили целомудрие и нравственность своих матерей, а также их происхождение:


Его назначила наследником целомудренная мать Хишама, прекрасная женщина знатного происхождения.


В некоторых стихах отражено социальное восприятие разрыва между родителями и осуждаются дети, не заботящиеся о своих матерях. Так, Бен Язид бен Мафраг писал:


Я видел своими глазами, что он оставил свою мать и убежал. Он сказал, что она должна терпеть, ведь его существование — это плен или смерть, что ближе.


Что касается роли женщины в качестве жены, то ей посвящено много стихов, в которых воспевается ее род, происхождение и подчёркивается, как жена украшает жизнь мужчины, и даже в случае расставания или вражды, это не меняет ее статус, о чем свидетельствуют стихи Абу Дахбала аль-Джамхи:


Мое сердце боится расставания с моим другом, она происходит из королевской семьи.

 


Посредством подобных стихов женщинам приписывались такие качества, как верность, любовь, смелость, также поэтов вдохновляли чувства ностальгии и грусти. Кроме того, иногда темой стихотворений становились повседневные разногласия с женами по поводу их содержания. В частности, жены советовали мужьям быть умеренными в расходах и помогали им в этом, вследствие чего поэты изображали их как мудрых, здравомыслящих женщин, о чем свидетельствуют стихи Ибн Хармы:


Мать Бакра своими упреками не дала мне уснуть. Слепость и скаредность могут навредить мне. Она вовремя предупредила меня и сказала, что нынешние времена небезопасны.


Бадр ибн Аль-Гадани писал:

 

Она спросила: «Ты считаешь себя бережливым? Ты должен быть щедрее». Я ответил ей, чтобы она была экономнее и не приказывала мне платить, ведь денег не так много.


Как дочери, девочки описываются как смелые и нежные создания с богатой фантазией и тягой к приключениям, но в то же время они не могут выходить за рамки устоев своей семьи. Поэты также использовали свои отцовские чувства, чтобы поощрять женщин рожать больше девочек в рамках обычая, который не приветствовался в эпоху джахилии (невежества), но с приходом ислама эти социальные нормы претерпели изменения, что помогло женщинам утвердить свое положение. Одно из стихотворений, в которых выражается отцовская любовь к дочери, принадлежит Малику ибн Ар-Райбу, который писал о чувствах дочери к отцу и ее страхе за него:


Накануне моего отъезда дочь сказала, что я равнодушно оставляю ее одну, я ответил, что это не так, но она плачет, и в тревоге сжимается ее сердце.


Также были популярны стихи о власти семьи над жизнью девушки и ее решениями, в частности, тех, что касаются брака с человеком, принадлежащим к другому социальному кругу. Так, Лейлу спрятали от Кайса по приказу султана после жалобы ее родителей. Султан заявил, что если он попытается встретиться с Лейлой, его ждёт телесное наказание.

 

Кайс писал:


Лейлу не спрячут, если я не буду пытаться увидеть ее. Мой отец и ее отец — люди Авраама.

Ничего не имеет значения, кроме того, что я люблю ее. Мое сердце у Лейлы в плену.


Эти стихи отражают социальную действительность, в которой жила девушка в тот период: она находилась под контролем родителей, родственников и обычаев, и если девушка хотела нарушить эти обычаи, то в этом ей помогали подруги. Так, она могла вести переписку с любимым, предупреждая его о возможном гневе своих родителей:


Я слышала, как мои родственники, мои враги поклялись убить тебя, они на это способны.

Пусть Бог оградит тебя от этих людей.


Все эти стихи помогают нам узнать, какую роль играла женщина в исламском сообществе, и проливают свет на то, какое место она занимала в поэзии того времени и как последняя способствовала утверждению женских прав и морали.

Обсудить
Рекомендуем