Оглушительно гремит музыка диско из динамиков в Олимпийском парке Сочи. Даже в расположенном напротив кафе «Boho» вздрагивают посетители. Еще десять лет тому назад Имеретинская бухта была самым тихим местом в районе Сочи, его населяли преимущественно староверы, живущие за счет сельского хозяйства и сдачи жилья отдыхающим.
Теперь здесь находится «Сочи Парк» с его отелями и парками развлечений. Шум здесь — обычное явление, особенно летом. Владельцы, связанные с бывшим губернатором региона и позже министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, довольны: бизнес процветает. «В нашем отеле сейчас распроданы все номера», — говорит Андрей, который работает в отеле «Сочи Парк», огромном гостиничном комплексе на 5 тысяч гостей. Вечером вокруг стадионов все сияет разными цветами.
Мужчины и моторы
Россия сравнительно хорошо продумала дальнейшее использование своих олимпийских объектов. Еще до Олимпийских игр президент Владимир Путин заключил сделку с главой менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоуном (Bernie Ecclestone), по которой Олимпийский парк раз в год превращается в гоночную трассу. За неделю до начала Чемпионата мира по футболу Путин гордо заявил, что дальнейшее использование олимпийского наследия стало «безусловным успехом. Оба кластера в Сочи загружены».
Как это часто бывает в России, использование стадионов становится при этом не столько результатом долгосрочного планирования, сколько срочной импровизации. Так, после окончания Олимпийских игр планировалось демонтировать сразу три стадиона, чтобы затем заново построить их в других городах. Однако потом планировщики пришли к выводу, что не смогут без ущерба убрать стадионы, и оставили их на старых местах. На Ледовой арене «Шайба» был быстро сооружен детский спортивно-оздоровительный центр. Керлинг-Центр, который, собственно, должен был переместиться в Ростов, сохранил свою функцию, хотя и не с полной загрузкой, в то время как бывший Центр шорт-трека стал теперь школой фигурного катания.
В конькобежном центре «Адлер Арена» выделили места для Академии тенниса и для художественной гимнастики. Пикантная деталь: считающаяся подругой Путина бывшая олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Алина Кабаева строит рядом с Олимпийским парком конкурирующий Центр гимнастики.
Переселение футбола
К будущему стадиона «Фишт», который после Олимпийских игр с большими затратами был преобразован в футбольный стадион, отнеслись похожим образом. Так как футбольный клуб «Сочи» несколько лет тому назад обанкротился, то в Сочи переселится футбольный клуб второй лиги «Динамо» из Санкт-Петербурга. Глава клуба — близкий к Путину олигарх Борис Ротенберг. Использование стадионов пока нерентабельно. Городские и региональные власти инвестировали за прошедшие шесть лет примерно 33 миллиона евро.
Горный кластер в Красной Поляне, напротив, окупает себя по большей части сам. Зимой сюда на горнолыжные трассы приезжает особенно много туристов. Летом бизнес в гостиничных комплексах «Роза Хутор» или «Русские горки» довольно вялый, однако находчивые отельеры предлагают гостям услуги по доставке на побережье.
Для того, чтобы олигархи, которых Путин заставил инвестировать в Олимпийские игры, получили назад свои деньги, Кремль, недолго думая, недавно сделал Сочи одной из четырех зон азартных игр в России. Казино в Сочи процветают.
Единственное, что оказалось малоэффективным, так это миллиардные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Поезда городской железной дороги от Сочи до Красной Поляны курсируют редко, а кроме того, они дороги. Жители предпочитают ездить на машинах. Пробки хотя и сократились благодаря объездным дорогам от Сочи до Адлера, но не исчезли. Во многих узких местах жители до сих пор каждый день стоят в заторах и гудят. Однако к шуму в Сочи уже привыкли.