Через два дня после убийства трех опытных российских журналистов в Центральноафриканской Республике обстоятельства этой трагедии все еще окутаны туманом. Изрешеченные пулями тела Александра Расторгуева, Орхана Джемаля и Кирилла Радченко были найдены 31 июля между населенными пунктами Сибут и Декоа, более чем в 200 км к северу от Банги. Как сообщает источник в ООН, нападение неустановленной вооруженной группы произошло примерно в 17:30 (по местному времени), и спастись удалось только водителю.
Журналисты вели расследование о деятельности российской охранной компании «Вагнер», которая работает в ЦАР. Во вторник вечером их останки были репатриированы в столицу, где их гибель вызвала бурную реакцию.
Представитель центральноафриканского правительства сообщил во вторник вечером, что, по словам водителя группы, около десяти «бандитов в тюрбанах», которые не говорили «ни по-французски, ни по-санго», отобрали машину журналистов в 32 км от Сибута, а затем расстреляли их. Это описание указывает (пусть и не называет открыто) на бывших мятежников «Селека» (в своем большинстве мусульмане), которые чаще всего приходят из соседнего Чада и Судана.
Представитель одного из главных движений «Селека» ответил на это следующим образом: «В этой зоне нет наших людей. Там находятся только солдаты центральноафриканской армии и «Антибалака».
Российское посольство «не знало» об их присутствии
Пока что ни один независимый источник не пролили свет на произошедшее. Представитель миссии ООН в ЦАР просто заявил в среду, что «в зоне проводятся регулярные патрули ооновских сил и армии ЦАР», и что ему «неизвестно о серьезных инцидентах на этой оси за последнее время». По словам источника в ООН, солдаты ЦАР «были недавно развернуты в этой зоне в сопровождении «голубых касок».
Прибывшие в страну 28 июля репортеры готовили документальный фильм о деятельности частной охранной компании «Вагнер», рассказывает Андрей Коняхин, глава Центра управления расследованиями, по заказу которого они и занимались этой работой. Этот орган был создан в 2005 году оппозиционером и бывшим олигархом Михаилом Ходорковским и специализируется на следствиях о коррупции российского режима.
Центральноафриканские власти утверждают, что не выдавали журналистам какого бы то ни было разрешения. В российском посольстве в стране в свою очередь выразили сожаление о том, что не были проинформированы о присутствии журналистов. Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в свою очередь отметила на своей личной странице в «Фейсбук», что «никакой сенсации в наличие российских инструкторов в ЦАР нет» (речь идет о теме, которой занимались журналисты), и дала ссылку на официальный документ о том, что Москва отправила в ЦАР «5 военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки военнослужащих». «Что они делали в ЦАР на самом деле, каковы были их цели и задачи — вопрос открытый», — добавила Захарова.
С начала года Москва поставляет оружие и обеспечивает первый круг безопасности президента Фостена-Арканжа Туадеры. Кроме того, с апреля Россия проводит подготовку бойцов центральноафриканской армии, хотя компания «Вагнер» открыто не упоминается в соглашении. Один из тренировочных лагерей находится в Сибуте, куда направлялись журналисты (за несколько дней до того их также видели в городе Беренго).
Секрет Полишинеля
Появление «Вагнера» в Африке всегда было секретом Полишинеля, однако точный характер его деятельности окружен тайной. Как сообщает надежный источник, компания не только занимается подготовкой военных, но является «настоящим владельцем Lobaye Invest [центральноафриканское сырьевое предприятие]. Ее интерес к добывающей отрасли не вызывает сомнений». Экспертная группа «Конфликт интеллидженс тим» говорит также, что эти интересы подталкивают «Вагнер» к контактам с движением «Селека», которое представлено на севере страны.
В полиции ООН сообщили, что намереваются оказать поддержку расследованию, начатому центральноафриканскими властями, и уже отправили группу на место преступления. Четыре года спустя после гибели фотографа Камийя Лепажа (Camille Lepage) «Репортеры без границ» призвали центральноафриканские и российские власти провести «серьезное и углубленное расследование», чтобы установить виновных в убийстве трех журналистов.
Александр Расторгуев и Орхан Джемаль были известными специалистами своего дела. Расторгуев (47 лет) проявил свой талант в создании документальных фильмов. Он работал в Чечне и снял в 2014 году фильм «Срок» о российской оппозиции.
Орхан Джемаль (51 год) был опытным военным репортером, который работал на большинство российских независимых СМИ, в том числе «Новую газету», в Афганистане, на Кавказе и в Донбассе. В 2011 году он был тяжело ранен в Сирии. Оператор Кирилл Радченко (33 года) неоднократно работал в Сирии.