Выборы в Пакистане и их значение для Турции

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
25 июля в Пакистане состоялись парламентские выборы. По их итогам ни одна политическая партия не получила достаточное количество мест в парламенте. Эти выборы едва ли принесут Пакистану ожидаемую политическую стабильность. Пакистан не граничит с Турцией ни по суше, ни по морю. Однако события, происходящие в Пакистане, и стабильность этой страны многое значат для Турции. Как связаны эти страны?

25 июля в Пакистане состоялись парламентские выборы. По их итогам ни одна политическая партия не смогла получить такое количество мест в парламенте, чтобы самостоятельно править страной. Судя по событиям после 25 июля, эти выборы едва ли принесут Пакистану ожидаемую политическую стабильность. Пакистан не граничит с Турцией ни по суше, ни по морю. Но события, происходящие в Пакистане, и стабильность этой страны многое значат для Турции. Если обратить внимание на историю турецкой внешней политики в период после Второй мировой войны, значение Пакистана становится еще более явным.

Корни тесных отношений между Турцией и Пакистаном, которые в большинстве случаев характеризуются как «братство», восходят к тем временам, когда мусульмане субконтинента оказывали поддержку турецкой войне за независимость. Субконтинент, который в то время находился под британским господством, в дальнейшем распался на Индию и Пакистан, и после 1947 года отношения «дружбы» между Турцией и Пакистаном продолжаются на государственном уровне.

Тот факт, что в период холодной войны Турция и Пакистан заняли место в западном «лагере», содействовал построению двумя странами тесных «дружественных» отношений. Присоединение Пакистана к Багдадскому пакту, который позже стал называться CENTO, сделало Турцию и Пакистан «союзниками» по одному альянсу безопасности. Несмотря на то, что альянс CENTO прекратил свое существование после свержения шахского режима в Иране, между Турцией и Пакистаном сохранились дружественные отношения.

Вообще отношения между странами, как правило, оцениваются по интенсивности политических, социальных и экономических связей. А «дружба» между странами возникает с совпадением взаимных интересов. При этом отношения Турции и Пакистана, можно сказать, опираются в большей степени на «эмоциональную» близость между народами двух стран, на «общие ценности», и в турецко-пакистанских отношениях перевешивает «эмоциональная» составляющая.

Вместе с тем в прошлом Турция и Пакистан, сталкиваясь с теми или иными проблемами на международной арене, работали в направлении обеспечения друг другу необходимой поддержки. Для Турции значение имела поддержка Пакистана в рамках кипрской проблемы, когда Запад отвернулся от нее на международной арене, а Турция старалась поддерживать Пакистан в рамках кашмирской проблемы.

Две страны и сегодня на основе своих растущих экономик стремятся придать существующим «эмоционально» близким отношениям «материальное содержание» в сфере экономического сотрудничества. Оборонная промышленность выступает как важная сфера, в которой две страны могут сотрудничать друг с другом.

Для Турции, несмотря на желание Анкары развивать экономические отношения с Индией, с которой они вместе входят в G20, и необходимость учитывать важную роль Индии в международной системе, и сегодня важны отношения с Пакистаном (которого она считает другом и братом), поэтому Анкару должно интересовать то, что происходит в этой стране.

Пакистан как одна из девяти стран мира, обладающих ядерным оружием, играет важную роль на международной арене; сегодня особенно возрастает роль Пакистана в политических балансах Южной Азии. Негативные эффекты крайне сложных условий, в которых находится его сосед Афганистан, угроза терроризма, исходящая от Афганистана, все проблемы, вызванные этнорелигиозной разобщенностью населения страны, — серьезные вопросы, которые стоят перед Пакистаном и требуют решения.

В прошлом между Пакистаном и Индией было четыре важных войны, на границе между двумя странами возникали конфликты и напряженность. Британское господство на субконтиненте завершилось с окончанием Второй мировой войны, в 1947 году субконтинент распался на Индию (большинство населения — индусы) и Пакистан (большинство населения — мусульмане). Кашмир, разделенный между Индией и Пакистаном, и сегодня продолжает оставаться проблемой: в Кашмире не прекращается сопротивление против индийских властей, и кашмирская проблема негативно влияет на отношения между Пакистаном и Индией.

В 1971 году в результате продолжавшейся почти три года гражданской войны от Пакистана отделился Восточный Пакистан, и этот регион получил название «Бангладеш». В гражданской войне между Западным и Восточным Пакистаном участвовала и Индия в интересах Бангладеш, в результате Восточный Пакистан стал независимым государством. Остальные три войны между Пакистаном и Индией произошли из-за кашмирской проблемы.

Сегодня также прилагаются усилия к поддержанию многосторонних тесных отношений, созданных между Пакистаном и США в период после его независимости. Вместе с тем война в Афганистане и тот факт, что в Пакистане тоже могут сохранять свое присутствие группы, связанны с «Талибаном» и «Аль-Каидой» (запрещены в РФ — прим. ред.) в силу этнорелигиозной структуры племен, проживающих по обе стороны афганско-пакистанской границы, время от времени служат поводом для возникновения напряженности в отношениях Пакистана и США, усиления критики в адрес Пакистана со стороны Вашингтона.

Несмотря на по-прежнему тесные (но весьма проблемные) отношения с США, важнейший сторонник Пакистана — Китайская Народная Республика. Пакистан играет важную роль в конкуренции, которая постепенно нарастает между КНР и Индией в Азии. Это две крупнейшие страны мира по численности населения: Китай с населением более 1,3 миллиарда человек и Индия с населением более 1,2 миллиарда. Китай и Индия, будучи также двумя самыми быстро растущими экономиками мира, входят и в первую десятку крупнейших экономик мира (Китай — на втором месте, Индия — на седьмом). Постепенно все больше наблюдателей указывают на то, что в ближайшие годы конкуренция между Китаем и Индией в международной системе будет еще более нарастать, и в этой конкуренции все более активную роль будут играть отношения Пакистана и Индии.

Обладание ядерным оружием делает отношения Индии и Пакистана еще более чувствительными. Сегодня и Индия, и Пакистан обладают ядерными вооружениями, две страны входят в девятку ядерных держав мира (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея). Ядерные программы Индии и Пакистана начались в 1970-е годы, в 1998 году две страны стали обладать ядерным оружием. Реакция мира на разработку и производство Индией и Пакистаном ядерного оружия была гораздо мягче, чем та, что выражается в адрес Северной Кореи и Ирана, которого подозревают в реализации ядерной программы; Индия и Пакистан не сталкивались с международными санкциями и (даже) критикой.

Под влиянием негативных эффектов, которые создает афганская проблема для региона, и в силу отсутствия эффективных шагов в направлении ее урегулирования Пакистан не смог продемонстрировать такое экономическое развитие, какое в течение некоторого времени показывает расположенная по соседству Индия. Пакистан, находящийся на шестом месте в мире по численности населения (200 миллионов человек), по размеру экономики располагается на 41-й строчке. Политическая жизнь в Пакистане тоже не может обрести стабильность, управление страной сопряжено с определенными трудностями. То, что Наваз Шариф (Navaz Şerif), ранее трижды управлявший страной в качестве премьер-министра (в последний раз с 2013 по 2017 годы), был приговорен к десяти годам тюрьмы по обвинению в «коррупции», показывает сложные условия и «хаос», в которых пребывает политическая жизнь в этой стране.

Выборы, состоявшиеся в Пакистане 25 июля, тоже едва ли принесут стране стабильность. На парламентских выборах состязались 14 партий, 12 из них (три из которых получили по одному мандату) смогли пройти в парламент. 13 мест в новом парламенте получили независимые кандидаты.

В парламент Пакистана входит 342 члена. 272 из них определяются по результатам выборов, 60 мандатов предоставлено женщинам и 10 мандатов — этническим и религиозным меньшинствам. Эти 70 зарезервированных мандатов делятся между политическими партиями, преодолевшими на выборах 5%-ный порог, пропорционально полученным ими голосам. Чтобы та или иная партия могла самостоятельно сформировать правительство, у нее должно быть 172 мандата.

На выборах 25 июля ни одна партия не смогла получить это большинство, то есть простое большинство в парламенте. Явка на выборах составила 51,7%. По итогам выборов первое место заняла партия «Движение за справедливость», созданная бывшим спортсменом Имраном Ханом (İmran Han), получив 116 мест в парламенте. Ожидается, что Имран Хан будет назначен премьер-министром и сформирует коалиционное правительство (вместе с другими небольшими партиями и независимыми кандидатами).

Тремя другими крупными партиями, прошедшими в парламент, стали Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ) во главе с братом Наваза Шарифа Шахбазом Шарифом (Şahbaz Şerif), Пакистанская народная партия (ПНП) во главе с Билавалом Зардари (Bilavel Zardari), сыном Беназир Бхутто (Benazir Bhutto), погибшей в результате покушения, и Объединенный совет действия (ОСД), который образуют религиозные партии. ПМЛ получила 64 места в парламенте, ПНП — 43, ОСД — 13; остальным восьми мелким партиям достался 21 мандат, независимым кандидатам — 13. В двух округах выборы были отложены.

Вслед за объявлением первых итогов выборов лидеры ПМЛ, ПНП и ОСД заявили, что на выборах имели место нарушения, армия действовала в интересах «Движения за справедливость», и отказались признавать итоги выборов. А избирательная комиссия Пакистана отвергла обвинения в фальсификации результатов выборов. Наряду с тем, что протесты оппозиционных партий продолжаются, и некоторые партии угрожают бойкотировать заседания парламента, пять оппозиционных партий, в том числе ПМЛ, ПНП и ОСД, объявили о создании «Большого оппозиционного альянса» против победившего на выборах «Движения за справедливость» и намерении выдвинуть своего единого кандидата в премьер-министры. Тем временем лидер «Движения за справедливость» Имран Хан продолжает работу по созданию коалиции, при этом в прессе сообщается, что пока ему не удалось достичь необходимых 172 голосов.

Турция должна расширять свою многовекторную внешнюю политику и сферы своих интересов в мире в ответ на «дискриминацию» и «двойные стандарты» со стороны Запада. На азиатском континенте находятся три из четырех стран, выбранных наряду с Мексикой для достижения цели по наращиванию нашего экспорта (Китай, Россия, Индия). В связи с этим Турция должна активизировать усилия, чтобы добавлять к таким своим традиционным «друзьям» и «партнерам», как Пакистан, новых друзей и партнеров, и с этой целью более внимательно и настойчиво смотреть в сторону таких регионов, как Азия, Африка и Южная Америка. Такие объединения, как Шанхайская организация сотрудничества и АСЕАН, к которым Турция тоже проявляет особый интерес, по сути демонстрируют постепенно растущее значение Азии в мировой экономике.

Обсудить
Рекомендуем