Президент Никарагуа Даниэль Ортега потерпел дипломатическое поражение в среду, когда Совет Безопасности ООН решил впервые обсудить кризис, в котором эта страна находится начиная с апреля и который, согласно Никарагуанской ассоциации за права человека, унес уже 455 человеческих жизней. Заседание Совбеза, созванное по инициативе США, которые председательствуют в Совбезе, призвано осудить нарушение прав человека и жестокое подавление силами правопорядка мирных демонстраций, требующих положить конец режиму Ортеги, который железной рукой правит этой страной Центральной Америки с 2007 года.
Заседание было созвано, несмотря на противодействие России, Китая, Боливии и Эфиопии, указывавших на то, что положение в Никарагуа не представляет угрозы для международного мира, хотя представитель США Никки Хейли (Nikki Haley) предупредила, что Совбез «не может выступать в качестве пассивного наблюдателя» в то время, когда Никарагуа рискует превратиться в несостоявшееся и диктаторское государство. Министр иностранных дел Никарагуа Денис Монкада Колиндрес (Denis Moncada Colindres) назвал заседание вмешательством во внутренние дела своей страны. Хейли также заявила, что Никарагуа идет по пути Сирии и Венесуэлы с их миллионами перемещенных лиц.
Ортега привел в действие всю свою дипломатическую машину, чтобы не допустить обсуждения кризиса, в котором оказалась его страна. Президент, в течение одиннадцати лет практически не дававший интервью, за последние недели раскрыл двери своей резиденции для иностранных журналистов, чтобы объяснить, что произошедшее в Никарагуа представляло собой попытку государственного переворота, который его правительство сумело предотвратить. При этом в докладе Уполномоченного ООН по правам человека указывается, что в этой стране была не попытка переворота, а мирные протесты, которые власти жестоко подавили.
Кроме того, Ортега распорядился, чтобы все государственные служащие и десятки тысяч его сторонников заявили о своем неприятии заседания Совбеза и выразили поддержку сандинистскому правительству. В среду во второй половине дня Манагуа была под полным контролем полицейского спецназа и военизированных нерегулярных групп, подчиняющихся Ортеге.
Несмотря на противодействие России и Китая, три других постоянных члена Совета Безопасности — Великобритания, США, Франция — посчитали уместным обсудить положение в Никарагуа, в том числе и с целью предотвращения эскалации насилия в этой стране. «Жестокость режима Ортеги уже воспринимается в мире как угроза стабильности в этом районе мира», — сказал Виванко.
Франция, Великобритания, Перу, Нидерланды и Коста-Рика во время заседания Совбеза указывали на важность разрешения кризиса через так называемый Национальный диалог, посредником в котором выступает Церковь. Однако диалог застопорился из-за отказа правительства обсуждать реформирование государства и созвать внеочередные выборы, за что выступает 81% никарагуанцев, согласно опросу, представленному в среду Агентством этики и прозрачности. Коста-Рика, которая в наибольшей степени пострадала от кризиса, сообщила о том, что получила 12 830 заявок на предоставление убежища от никарагуанцев, спасающихся от насилия.
«Теперь, когда Никарагуа фигурирует в повестке дня, мы надеемся, что Совбез осудит бесчинства и потребует от никарагуанских властей полноценного взаимодействия с правозащитными организациями», — сказала Виванко, добавив при этом, что Совет Безопасности должен сыграть главную роль в роспуске нерегулярных вооруженных проправительственных группировок, вместе с полицией терроризировавших население. По мнению правозащитника, «если нарушения прав человека будут оставаться безнаказанными, Совбезу следует ввести санкции в отношении высокопоставленных должностных лиц, допустивших злоупотребление своим служебным положением. В их число должны войти президент Ортега, главнокомандующий полицейскими силами, директор полиции Франсиско Диас (Francisco Díaz) и генерал-инспектор Хайме Ванегас (Jaime Vanegas)». В отношении Франсиско Диаса санкции были введены в начале июля Госдепартаментом США, который назвал его ответственным за разгон демонстрантов и за внесудебные казни в Никарагуа.