«Демонстрация военной мощи благодаря учениям с Китаем»
В середине сентября Россия посмела провести военные учения на Дальнем Востоке и в Сибири. Эти учения под названием «Восток-2018» стали крупнейшими со времен Варшавского договора 1981 года. В них приняло участие около 300 тысяч военнослужащих и более тысячи единиц боевой техники. Стоит отметить, что в этих учениях впервые приняло участие примерно 3200 военнослужащих Народно-освободительной армии Китая и 30 единиц боевой техники.
Главная цель, поставленная перед этими учениями, — показать военную мощь России. Что касается государственной мощи, то Россия серьезно уступает США, Китаю, ЕС и Японии. Это касается численности населения, ВВП, научных технологий, методов невоенного воздействия и так далее.
С США она может встать в один ряд только, если сравнивать военную мощь, включая ядерный арсенал. Поэтому совершенно естественно, что Россия выставляет напоказ собственную военную силу. Действительно, Россия проводит военные парады на Первое мая, День Победы и по другим случаям.
В советское время адмирал Сергей Горшков открыто призвал проводить дипломатию канонерок. Корабли четырех советских флотов бороздили мировые океаны, оказывая психологическое давление на прибрежные страны.
Другими словами, помимо средства географического сдерживания, советские войска играли роль политического и дипломатического подавления. Если выразиться иначе, победа, одержанная без единого выстрела, считалась успехом.
Предложение Киссинджера неуместно
В настоящее время различные страны получили в свое распоряжение ядерное оружие, что привело к невозможности необдуманного использования обычных вооружений. Поэтому знаменитая фраза Уинстона Черчилля теперь применима не только к России: «СССР нужна не война, а ее плоды».
Вторая цель «Востока-2018» заключалась в том, чтобы показать всему миру, в частности, США сотрудничество России и Китая. Определенно, отношения России и Китая щекотливы и амбивалентны. Эти страны нужны друг другу с точки зрения географической близости и экономической взаимодополняемости. При этом также присутствуют ростки враждебности.
Если Китай сейчас является поднимающейся быстроразивающейся державой, то Россия — держава прошлых лет на закате. Отношения изменились, и Китай, который раньше был младшим братом, сейчас пытается захватить лидерство. Несмотря на это, эти страны столкнулись с необходимостью противостояния США, которые считаются супер сверхдержавой.
Поэтому нравится им это или нет, РФ и КНР приходится создавать общую систему. Именно из-за этих обстоятельств и стратегии эти страны обычно принимают одинаковые решения по резолюциям в Совете Безопасности ООН.
С учетом этого я вынужден признать, что недавнее предложение Киссинджера неуместно. В начале 1970-х годов Киссинджер предложил США и КНР взаимодействовать для того, чтобы противостоять СССР, который считался главным условным противником, что принесло успех администрации Никсона. Опьянев от того успеха, сейчас Киссинджер предлагает президенту Трампу сотрудничать с Россией, чтобы противостоять Китаю. Тем не менее он упустил из вида тот факт, что по меньшей мере на данный момент между Китаем и Россией нет явной конфронтации. Лучше бы он посоветовал Трампу исправить отношения с Европой.
Зачем нужен «2+2»?
«Восток-2018» прошел в период с 11 по 17 сентября. Абсолютно в то же время администрация Путина провела во Владивостоке Восточный экономический форум, пригласив на него Си Цзиньпина и премьера Японии Абэ.
Не означает ли это, что Япония молча признала военное сотрудничество России и Китая? Военные учения не проводились на Курилах, включая «северные территории». Вместе с тем нельзя отрицать, что «Восток-2018» направлен не только против США, но и против Японии, у которой подписано с Вашингтоном соглашение в области безопасности.
Кроме того, в последнее время Россия укрепляет военную мощь на «северных территориях» и в прилегающих регионах. На Итурупе и Кунашире строятся военные базы, размещаются новейшие противокорабельные комплексы («Бастион» и «Бал») и так далее. Тем не менее в ходе встречи с президентом Путиным премьер Абэ ограничился заявлением о том, что он следит за ситуацией.
Японии обязательно следует официально поднимать проблему милитаризации РФ и военных учений во время встреч с Россией, в частности, в ходе переговоров в формате «2+2». Если Россия будет игнорировать эти вопросы, то возникает вопрос: для чего вообще нужны встречи на высшем уровне и в формате «2+2»? Необходимо еще раз пересмотреть их назначение.