Потихоньку, шаг за шагом, не поднимая шума (как при получении контроля в «Мицубиси Моторс»), альянс «Рено-Ниссан» продолжает завоевывать автомобильный рынок, приближаясь к мировому лидерству. Франко-японское партнерство началось в 2017 году. Тогда оно находилось на третьем месте в мире, продавая 10 117 000 транспортных средств, уступая «Тойоте» всего на 50 тысяч (10 163 000 т.с.) и лидеру «Фольксваген» на 250 тысяч (10 413 000 т.с.). Однако за первые семь месяцев этого года новый альянс уже обогнал своего японского соперника (5,94 миллиона против 5,82 миллионов), и сейчас перед ними на первом месте крепко держатся только немцы (6,5 миллионов). Как было объявлено на Московском международном автомобильном салоне (ММАС), Россия станет одним из столпов роста альянса, в особенности сейчас, когда она, похоже, приходит в себя после кризиса 2016 года.
Уровень продаж автомобилей в России крайне неустойчив и подвержен влиянию общей экономической ситуации. Но, по словам испанца Франсиско Идальго, работающего в руководстве «Рено Россия», рынок реагирует по-разному: «Здесь все решает политика. В отличие от Запада, здесь, как только появляется риск кризиса или девальвации рубля, люди бросаются на улицу, чтобы потратить свои сбережения на товары длительного пользования, чтобы те не обесценились с инфляцией. Это касается и автомобилей».
Прекрасной иллюстрацией является график продаж за последние 15 лет. Российский рынок стал расти в середине предыдущего десятилетия (с 1,3 миллиона в 2004 году до 2,9 в 2008 году). Он даже стал вторым по величине в Европе после Германии (3,9 миллиона). Однако в 2009 году продажи вдвое снизились, и хотя они быстро восстановились и вернулись к максимуму 2012 года, они снова упали до 1,4 миллиона в 2016 году. С тех пор они постепенно восстанавливаются, и в конце 2017 года достигли 1,6 миллиона. В этом году прогнозы называют цифру от 1,7 до 1,8, в зависимости от того, как далеко зайдут санкции. К 2025 году, предполагают, потенциальный объем продаж расширится до 2,5 — 3,1 миллиона.
Учитывая такие заманчивые перспективы, наступление на российский рынок было поручено компании «Рено», располагавшейся близко от крупных очагов спроса — Москвы и Санкт-Петербурга. В 2005 году она открыла завод в Москве, который все еще работает вполоборота (две смены по четыре дня в неделю) с низким уровнем роботизации (19% в сборке кузовов и 37% в покраске), чтобы извлечь максимум прибыли из затрат на рабочую силу, немыслимых в остальной Европе: всего 380 евро в месяц. В 2017 году этот завод выпустил 99 200 автомобилей: в основном российские версии «Рено Каптур», «Дачия Дастер» и «Доккер». Они также собрали 20 300 кузовов «Ниссан» для дальнейшей сборки в Алжире. В этом году ожидается увеличение производства до 110 000 автомобилей.
Параллельно, в 2008 году «Рено» начал сотрудничество с «АвтоВАЗом», владельцем легендарной «Лады», и в апреле этого года доля его контроля стала лидировать. Это объединение позволило увеличить производство на 484 600 автомобилей, которые в 2017 году произвела «Лада». В результате «Рено» стал лидирующим производителем в России (около 600 000 автомобилей), намного обгоняя «Хендэ-Киа» (207 000 автомобилей).
Учитывая все вышесказанное, потенциал роста производства и продаж «Рено» и его союзников в России по-прежнему очень высок: нынешние показатели удваиваются. Московский завод может производить 190 000 единиц в год, которые легко можно еще увеличить до 250 000, введя три смены. Завод «Лады» в Тольятти в 2017 году произвел 307 000, при максимальной возможности в 780 000. Третий завод, в Ижевске, произвел 117 000 автомобилей (максимум — 190 000).
Эффективность и рентабельность
В краткосрочной перспективе цель состоит в том, чтобы использовать технологии и синергию альянса «Рено-Ниссан» и его поставщиков для повышения эффективности и рентабельности. План «Drive The Future 2017-2022» ставит задачу повышения производительности «Рено» до 250 000 единиц (10% рынка), с четырьмя новыми моделями. Первой будет «Аркана», автомобиль, который сочетает в себе кузов внедорожника и багажник типа седан. Его производство начнется только в 2019 году, но модель уже была представлена на московском салоне.
В планы «Лады» входит достичь производства 500 000 автомобилей в 2022 году (20% российского рынка), и, хотя последние модели выросли в качестве и могли бы быть конкурентоспособными при цене от 6 000 евро (что дешевле даже, чем многие «Дачия»), их экспорт в ЕС исключен. По словам нового президента «АвтоВАЗа» Ива Каракатзаниса, «инвестиции для адаптации к стандартам Евро-6 приведут к росту цен и снижению продаж на российском рынке. Мы предпочитаем сосредоточиться на укреплении имиджа бренда, увеличении объема производства и рентабельности, а также на выпуске четырех новых моделей до 2022 года. Мы будем расширять экспорт на наши прежние рынки, в числе Белоруссию, Иран, Казахстан».