«Мы уже почти перестали надеяться»
Уникальный ладожский архипелаг всего в 30 километрах от восточной границы Финляндии недавно вошел в состав национального парка. Здесь природе угрожают лесные пожары.
Открытая металлическая лодка длиной около пяти метров идет по изгибам залива Кюлляйсенлахти. Мы находимся на побережье Ладоги, в Лахденпохском районе — в той части Карелии, которая была передана Советскому Союзу после окончания войны.
У залива находится поселок Вятиккя и старый дом финской семьи Кюллияйненов. Нынешний хозяин дома — Константин Браунков, который привез нас сюда на лодке. По обе стороны открываются замечательные картины. Высокие скалы чередуются с пологими островами.
Все эти территории относятся к новому большому национальному парку «Ладожские шхеры».
«Надеюсь, теперь здесь будет больше порядка, и мы сможем сохранить эту красоту для будущих поколений», — с улыбкой говорит Браунков.
Вместе с супругой Тамарой он владеет базой отдыха в Вятиккя. Их фирма предлагает размещение в небольших домиках и лодочные прогулки, а также аренду байдарок и каяков для туристов.
Охрана природы — очень важная тема для Константина, как с точки зрения дохода, так и в личном плане.
«Я воспринимаю всю эту местность как свой дом, о котором надо заботиться. Дом — это не только свой участок, это еще и окружающая тебя природа. Иначе вскоре дом окажется на свалке», — подчеркивает Константин.
Появление национального парка стало неожиданностью
2017 год был объявлен в России годом экологии. Однако значительных шагов в вопросах окружающей среды в течение года сделано не было. Появление национального парка в конце 2017 года было большой неожиданностью.
«Мы уже почти перестали надеяться, но 28 декабря премьер-министр России Дмитрий Медведев вдруг подписал постановление о создании национального парка», — рассказывает Туули Хакулинен (Tuuli Hakulinen), координатор проектов Союза охраны природы Финляндии (Suomen luonnonsuojeluliitto).
Подпись Медведева сыграла свою роль. На северо-западе Ладоги появился национальный парк «Ладожские шхеры» площадью 1,22 тысячи километров. Примерно половина этой территории — скалистые острова и леса, остальная часть — водное пространство. Заповедная зона охватывает всю северо-западную Ладогу.
На юге национальный парк начинается у границы Ленинградской области и Карельской республики, на севере продолжается до поселка Импилахти. Парк находится на территории Лахденпохского, Сортавальского и Питкярантского районов республики Карелия.
Большой парк по финским масштабам
Суровое побережье изрезано глубокими извилистыми заливами.
«Здесь есть суровые скалистые большие острова, есть острова поменьше и длинные песчаные пляжи», — описывает эту местность Туули Хакулинен.
В сравнении с национальными парками Южной Финляндии этот парк очень большой.
«Если сравнить его, например, с финским национальным парком Коли, который занимает площадь 30 квадратных километров, то одна только площадь суши будет в 20 раз превосходить национальный парк Коли», — отмечает Туули Хакулинен.
Сравнимые по размеру с «Ладожскими шхерами» заповедные зоны есть в Финляндии только в Лапландии. И даже финский парк «Прибрежные острова» по территории составляет лишь половину «Ладожских шхер».
Угроза лесных пожаров
Мы выходим из залива Кюлляйсенлахти, и нам открывается отличный вид на просторы Ладоги. Далеко на горизонте виднеется небольшое темное пятно — Валаамский монастырь. Здесь уже начинает чувствоваться волнение озера. Однако лодка Константина привычна к этому.
Видны большие и маленькие острова. Вершина одного горбатого скалистого острова лишь наполовину поросла лесом. На остальной части острова деревьев нет.
«Здесь есть острова, на которых 50 лет назад был грандиозный лесной пожар, и лес все еще не возродился», — рассказывает Константин Браунков.
Сейчас лесные пожары стали еще более серьезной угрозой природе национального парка. Это частично связано с растущей популярностью туризма в этих краях.
«Эти места стали еще популярнее благодаря появлению новых дорог. Теперь туристов больше, чем раньше, поскольку сюда легко добраться из Санкт-Петербурга. Поэтому и мусора стало больше, и лесных пожаров», — рассказывает Константин Браунков.
Ущерб для островов
«За последние десять лет лесные пожары вспыхивают все чаще. Это вызвано растущим числом туристов и тем, что многие готовят еду на костре. В России разрешено разводить костры без получения разрешения от владельца земельного участка», — рассказывает Туули Хакулинен.
Тушить лесные пожары на островах тяжело, в основном этим занимаются добровольцы. На островах архипелага остаются следы от пожаров.
«Это голые скалистые берега и мысы, на которых деревья растут очень медленно. Не хватает питательных веществ», — говорит Туули Хакулинен.
Благодаря созданию национального парка здесь должно появиться больше специалистов по предотвращению и тушению пожаров.
Мусора стало больше
Вторая проблема региона — мусор, который оставляют туристы. Сейчас его убирают в основном во время субботников. Туули Хакулинен входит в группу, которая отправляется осенью на острова для уборки территории.
«Мы объезжаем большие и маленькие острова, вывозим мусор на лодках, байдарках и каяках. Благодаря появлению национального парка здесь будут следить за проблемой мусора», — рассказывает Хакулинен.
Популярный остров для походов
Растущее число туристов и замусоривание беспокоит и самих туристов.
Петербуржец Сергей Межонов проводит выходные с друзьями на острове Койонсаари рядом с поселком Куркиёки.
«Нам нравится, что это место будут сохранять в чистоте и уберут отсюда мусор», — говорит Сергей Межонов.
Остров взял в аренду бизнесмен, который сам время от времени разбивает здесь палатку. Охранники бизнесмена поддерживают на острове порядок, а другие работники убирают здесь мусор. Однако остров открыт и для остальных туристов. Он известен своими красивыми песчаными берегами, скалами и лесами.
В дождливый осенний день здесь полно туристов и палаток. Многие собирают грибы.
Сергей Межонов приезжает с друзьями на этот остров вот уже 15 лет. У них есть три палатки и тент, они установлены недалеко от берега.
Сергей очень доволен тем, что дороги здесь стали лучше. Но это вызывает и беспокойство.
«С одной стороны, это очень хорошо, ведь мы и сами добираемся сюда на машине. Но теперь есть опасность, что будет приезжать слишком много людей».
Появился в последний момент
Природа национального парка «Ладожские шхеры» сохранилась практически в первозданном виде. Чем дальше от побережья острова, тем больше там дикой природы.
«В последние годы здесь на побережье появилось много дач, хотя российское законодательство должно такое запрещать. Видимо, если есть деньги, то можно все», — говорит Туули Хакулинен.
Появление национального парка означает, что строительство и вырубка лесов теперь здесь запрещены.
«Территорию разделят на специальные зоны таким образом, что в самых заповедных местах будет не так много туристов. Основной поток будут направлять на другие территории».