Тем, кто любит Россию и русских людей, в эти дни приходится нелегко. Правительство находящегося у власти вот уже 18 лет Владимира Путина делает все возможное, чтобы настроить Европу против России и русских.
Российские спецслужбы применяют в Англии боевые отравляющие вещества. Москва поддерживает режим в Сирии и затягивает войну в этой стране. Российские интернет-пропагандисты помогают европейским националистам, стремящимся расколоть Старый Свет. А в Швейцарии российские дипломаты настолько беззастенчиво участвуют в деятельности спецслужб, что это вызывает соответствующую реакцию властей страны.
В ответ на отравления и саботаж требуются четкие и ясные ответы и санкции. В этой сфере Швейцарии есть к чему стремиться. Но было бы неправильно впасть в русофобию, в которой Кремль обвиняет весь без исключения Запад. Даже в нынешние непростые времена нам не следует распространять страхи перед Россией. Отчуждение русских от остальной Европы — это именно то, к чему стремится путинская система. Кремль вот уже много лет внушает населению страны, что Россия предоставлена сама себе, что ее никто не понимает, что она, по мнению других, все делает «не так, как надо». При этом власти страны утверждают, что права человека и правовое государство — это факторы, вызвавшие на Западе нынешнюю «неразбериху», которая России совершенно не нужна и от которой она не только может, но и должна отказаться. А те, кто стремится к преодолению барьеров, разделяющих Россию и Европу, лишь хотят свергнуть Путина.
Скромная активность русской диаспоры
Нет, мы должны лишь еще активнее стремиться к сотрудничеству с российскими культурными кругами. В Швейцарии зарегистрировано в общей сложности 14 220 российских граждан. Их не надо ни бояться, ни избегать — наоборот, их надо обнимать по образу и подобию проевропейской кампании «Обними британца» (Hug a brit) в 2016 году, когда было объявлено о предстоящем Брексите.
Конечно, в Швейцарии есть немало богатых русских, которые здесь просто «пристраивают» свои деньги. Лишь совсем недавно много говорили о российском миллиардере Романе Абрамовиче, который отозвал свой запрос на предоставление ему швейцарского гражданства. Но общая картина намного более многогранна. Русские работают здесь в парикмахерских и в Google, в Швейцарской высшей технической школе (ETH) в Цюрихе или являются художниками и представителями других свободных профессий. «Утечка мозгов», бегство талантов из России — одна из главных проблем путинской системы. Иммигранты из России могут быть сторонниками Путина, беженцами из Чечни или вовсе абсолютно аполитичными. Некоторые из них много общаются со швейцарцами, некоторые живут в своем маленьком «русском мирке». Все они разные — так что нет никаких причин для беспокойства.
Это не значит, что, общаясь с русскими, следует избегать разговоров о политике. Русские вновь и вновь переизбирают свое высшее руководство — из страха перед хаосом или же по своим убеждениям. И об этом надо говорить.
Если Европа не будет обнимать беженцев, это сделает Путин. Москва финансирует православные церкви за рубежом и приглашает детей русских эмигрантов в летние лагеря на их старую родину. Кремль тоже замечает то, о чем говорил экономист Владислав Иноземцев: активность русских диаспор в разных странах на удивление низка.
Активность диаспоры может быть самой разнообразной: национал-ностальгической, прогрессивной и открытой для всего нового. Европа может помочь в ее формировании. И лучше всего делать это без всякого страха.