Дядя Салама стоит перед своим кафе в Гизе, где подают фасоль, и радостно размахивает каирской газетой, главный заголовок которой гласит, что Египет полностью обеспечивает себя газом и даже начнёт его экспортировать.
Вскоре ликование Саламы прерывает один из клиентов, который показывает ему на своем мобильном телефоне страницу «Израиль в Египте» в Фейсбуке, принадлежащую израильскому посольству в Каире. На ней опубликована новость о том, что Каир и Тель-Авив заключили соглашение о покупке израильского газа.
Кажется, что владелец кафе озадачен этим странным противоречием и уже утратил надежду на скорое падение цен на газ, от которых зависит его бизнес: цена на газовые баллоны удвоилась за последнее время.
Все египтяне надеются, что получат то, что им обещает правительство в отношении их прав и уровня жизни. Это бы облегчило их ежедневные страдания, причиной которых являются жесткие экономические решения об отмене субсидий на топливо. Однако имеющийся опыт говорит не в пользу этих чаяний.
Противоречие
Бывший советник министра промышленности и торговли Ибрагим Навар связывает обращение египетского правительства к Израилю с целью импорта израильского сырого газа, его сжижения и последующей продажи на египетском рынке с увеличением дефицита газа на местном рынке.
«Темпы увеличения потребления газа в Египте выше, чем темпы роста доказанных запасов, поэтому израильский газ должен удовлетворить потребности местного рынка», — написал Навар на своей личной странице в Фейсбуке.
Экономист исключил возможность экспорта Египтом сжиженного природного газа в Европу, которая покупает его у Катара, России и Америки за четыре доллара за миллион британских тепловых единиц, в то время как Египет покупает сырой газ у Израиля по цене выше шести долларов за миллион тепловых единиц.
Навар считает, что также существуют другие некоммерческие, в том числе юридические и политические, соображения, которые определяют соглашение о ввозе израильского природного газа.
Египет уже прекращал импортировать сжиженный природный газ, что обеспечивало египетской казне дополнительные 1,5 миллиарда долларов и больше, однако другая сторона медали — это то, что фактически Каир импортирует израильский сырой газ на сумму 1,5 миллиарда долларов в течение десяти лет, что поглощает дополнительный доход.
Египет также продолжит покупать природный газ у международных компаний, действующих на его территории, и будет расплачиваться долларами США, а это означает, что страдания египетских граждан и инвесторов могут затянуться на какой-срок.
«Сделка предполагает, что поток газа между Израилем и Египтом будет идти через трубопровод EMG. Это еще один пример экономического сотрудничества, который создаёт огромные возможности для двух соседних стран», — говорится в публикации на странице «Израиль в Египте».
Согласно официальной статистике, газ, добываемый из египетских земельных и морских месторождений, удовлетворяет от 40% до 50% потребностей страны, в то время как оставшаяся доля приходится на компании.
Обман
Экономический аналитик Мамдух Аль-Вали указывает на обман должностных лиц, которые заявляют о том, что объём добычи газа страной равен объему внутреннего потребления, хотя более половины произведённого газа приходится на иностранные компании, работающие в Египте, поэтому Египет покупает у них половину необходимого объёма газа.
По максимальным оценкам, текущая доля египетского правительства в общем объеме производства составляет около 3,3 миллиарда кубических футов в день.
Аль-Вали утверждает, что египетская доля внутреннего производства не покрывает даже половину объёма внутреннего потребления, который растёт из года в год.
Правительство по-прежнему считает, что текущая цена на газ субсидируется, и есть договоренность с Международным валютным фондом о полной отмене субсидирования нефтепродуктов до конца 2018 года. По этой причине Аль-Вали ожидает нового роста цен на природный газ для египетских потребителей в ближайшие месяцы, несмотря на обнадёживающие официальные заявления.
Это не первый раз, когда на официальном уровне наблюдается такое несоответствие между словом и делом. «Уже было объявлено о начале разработки газового месторождения Зохр в 2018 году», — сказал профессор экономики Оклендского университета Мустафа Шахин. «Год подходит к концу, но ситуация для египетского гражданина нисколько не изменилась в лучшую сторону. Тем временем египетское правительство заключает с Израилем соглашение о большем импорте газа», — добавил он.
Если рассуждать логически, то если бы существовали реальные излишки газа, то они бы были бы проданы гражданам по своей себестоимости, чтобы облегчить их бремя. Таковы настоящие обязательства правительств в мире.
«Однако в Египте мы наблюдаем обратное: гражданин не чувствует никаких плодов всех достижений и побед правительства и никто не проявляет реальных намерений провести экономические реформы», — считает экономист.