Foreign Policy (США): Планы Трампа по выходу из важнейшего соглашения с Россией на самом деле, возможно, объясняются действиями Китая

Выход из этого соглашения позволит США укрепить свой неядерный потенциал в Тихоокеанском регионе.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор «Форин полиси» считает, что предложение президента Дональда Трампа выйти из важнейшего соглашения по контролю над вооружениями обусловлено не только действиями Москвы. Развертывание систем средней дальности наземного базирования в Тихоокеанском регионе позволит добавить универсальный компонент, способный стать противовесом растущей китайской военной мощи.

Предложение президента Дональда Трампа выйти из важнейшего соглашения по контролю над вооружениями, подписанного с Россией, обусловлено не только действиями Москвы или ситуацией с ядерным оружием. Этот шаг также позволит расчистить путь для американских неядерных сил к границам Китая, о чем говорят эксперты по вопросам контроля над вооружениями, а также действующие и бывшие чиновники администрации.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и советским генеральным секретарем Михаилом Горбачевым, запрещает применять ядерные и неядерные ракеты дальностью в 500-5500 километров. Но, поскольку Китай не подписывал то соглашение, он сумел создать огромный арсенал неядерного оружия, которое теперь угрожает свободе навигации в этом регионе, — к примеру, баллистическую ракету DF-21, получившую прозвище «убийцы авианосцев».

У Пекина уже есть неядерные баллистические и крылатые ракеты, способные нанести удары по крупным военным объектам США в регионе, таким как база ВВС США «Кадена» в Японии. Кроме того, Пекин разрабатывает малозаметный боевой самолет. В результате средства США и их союзников в Тихоокеанском регионе оттесняются все дальше от берега, а Пекин теперь может продолжить беспрепятственно наращивать свой военный потенциал в Южно-Китайском море.

По словам чиновников и экспертов, предложение выйти из договора по РСМД, которое пока еще не было окончательно принято, позволит США конкурировать с Китаем в вопросе создания и развертывания такого неядерного оружия, которое в настоящее время запрещено этим договором. Это оружие — вероятнее всего, мобильные баллистические ракеты средней дальности наземного базирования — можно развернуть на островах в Тихом океане, чтобы сдерживать китайскую агрессию, как сказал один нынешний чиновник администрации.

«Баланс военных сил в Тихом океане меняется в неверном направлении, — сказал Элбридж Колби (Elbridge Colby), директор оборонной программы в Центре новой американской безопасности (Center for New American Security), который до начала этого года занимал должность помощника заместителя министра обороны по стратегии и развитию ВС. — Масштабы наращивания китайского военного потенциала настолько значительны, что нам необходимо использовать все стрелы в нашем колчане».

Хотя в настоящее время основой сдерживания в этом регионе являются корабли ВМС США и бомбардировщики ВВС США, артиллерия наземных войск, вероятнее всего, станет ключевым компонентом в этом наращивании военного потенциала. По словам Колби, развертывание систем средней дальности наземного базирования в этом регионе позволит добавить универсальный и малоуязвимый компонент, способный стать противовесом растущей китайской военной мощи.

«Это даст нам огромное количество дополнительный вариантов», — добавил этот чиновник.

Возможно, советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) является одним из главных сторонников этой идеи. В своей статье, опубликованной в 2011 году в «Уолл-стрит джорнэл» (Wall Street Journal), Болтон призывал к выходу из договора о РСМД и в качестве аргумента приводил Китай. Он предупреждал, что стремительно растущий ракетный арсенал Китая ставит под угрозу силы США и их союзников в Тихом океане.

«Чтобы уменьшить масштабы угрозы со стороны ракет, запрещенных договором о РСМД, нам необходимо либо расширить число сторон, подписавших этот договор, либо выйти из него, чтобы мы могли восстановить наш арсенал сдерживания», — написал тогда Болтон.

До прихода Болтона в Белый дом весной этого года чиновники Пентагона отвергали идею о том, что выход из договора о РСМД может принести пользу в стратегическом соперничестве США с Китаем. На одном из слушаний в Конгрессе в июле 2017 года вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов Пол Селва (Paul Selva) сказал, что в таком шаге нет необходимости, поскольку США способны угрожать китайским объектам посредством таких ракет наземного и морского базирования, которые разрешены этим договором.

Однако недавно адмирал Гарри Гаррис (Harry Harris), который тогда возглавлял Тихоокеанское командование США заявил о том, что договор о РСМД лишил США преимущества в Тихом океане.

«Сегодня мы находимся в невыгодном положении относительно Китая в том смысле, что у Китая есть баллистические ракеты наземного базирования, которые угрожают нашим базам на западе Тихого океана и нашим кораблям, — сказал Гаррис, который сейчас занимает должность посла США в Австралии, во время заседания комитета Сената по делам вооруженных сил в марте. — У нас нет средств наземного базирования, которые могли бы угрожать Китаю, из-за — среди прочего — нашего жесткого следования требованиям договора, который мы подписали, — договора о РСМД».

Том Карако (Tom Karako), аналитик Центра Стратегических и международных исследований, согласен с тем, что выход из договора о РСМД позволит США развернуть крайне важные системы наземного базирования в Тихоокеанском регионе.

«С моей точки зрения, в краткосрочной перспективе это решение окажет непосредственное воздействие на программу Long-range precision fires армии США, — сказал Карако. — Отсутствие ограничений договора о РСМД, возможно, будет значить, что нам будет немного легче создавать системы доставки, которые не будут такими сложными и будут соответствовать нашим целям, и мы не станем ограничивать себя требованиями этого договора».

У такого подхода уже есть прецеденты. В 2015 году Эндрю Крепиневич (Andrew Krepinevich), который тогда занимал должность президента Центра стратегических и бюджетных оценок, предложил стратегию «Защита архипелага» (Archipelagic Defense), подразумевающую создание серии связанных между собой средств обороны вдоль так называемой первой цепочки островов, куда входят части территорий Японии, Филиппин и Тайваня. По мнению Крепиневича, армия США и союзники, такие как Япония, должны развернуть системы большей дальности, способные как перехватывать китайские крылатые ракеты, так и уничтожать китайские самолеты вдоль этой цепочки.

Крепиневич склонялся к идее о том, чтобы вновь использовать артиллерийские силы США для береговой обороны, — от этой идеи отказались после Второй мировой войны.

Колби сделал акцент на необходимости сохранения преимущества Америки в Тихоокеанском регионе.

«Думаю, крайне важно подчеркнуть, что США потратили почти пять лет на попытки так или иначе заставить Россию подчиняться требованиям договора, но у нас нет безграничного запаса времени, особенно в Тихоокеанском регионе», — сказал он.

Обсудить
Рекомендуем