Предложение президента Дональда Трампа выйти из важнейшего соглашения по контролю над вооружениями, подписанного с Россией, обусловлено не только действиями Москвы или ситуацией с ядерным оружием. Этот шаг также позволит расчистить путь для американских неядерных сил к границам Китая, о чем говорят эксперты по вопросам контроля над вооружениями, а также действующие и бывшие чиновники администрации.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и советским генеральным секретарем Михаилом Горбачевым, запрещает применять ядерные и неядерные ракеты дальностью в 500-5500 километров. Но, поскольку Китай не подписывал то соглашение, он сумел создать огромный арсенал неядерного оружия, которое теперь угрожает свободе навигации в этом регионе, — к примеру, баллистическую ракету DF-21, получившую прозвище «убийцы авианосцев».
У Пекина уже есть неядерные баллистические и крылатые ракеты, способные нанести удары по крупным военным объектам США в регионе, таким как база ВВС США «Кадена» в Японии. Кроме того, Пекин разрабатывает малозаметный боевой самолет. В результате средства США и их союзников в Тихоокеанском регионе оттесняются все дальше от берега, а Пекин теперь может продолжить беспрепятственно наращивать свой военный потенциал в Южно-Китайском море.
По словам чиновников и экспертов, предложение выйти из договора по РСМД, которое пока еще не было окончательно принято, позволит США конкурировать с Китаем в вопросе создания и развертывания такого неядерного оружия, которое в настоящее время запрещено этим договором. Это оружие — вероятнее всего, мобильные баллистические ракеты средней дальности наземного базирования — можно развернуть на островах в Тихом океане, чтобы сдерживать китайскую агрессию, как сказал один нынешний чиновник администрации.
«Баланс военных сил в Тихом океане меняется в неверном направлении, — сказал Элбридж Колби (Elbridge Colby), директор оборонной программы в Центре новой американской безопасности (Center for New American Security), который до начала этого года занимал должность помощника заместителя министра обороны по стратегии и развитию ВС. — Масштабы наращивания китайского военного потенциала настолько значительны, что нам необходимо использовать все стрелы в нашем колчане».
Хотя в настоящее время основой сдерживания в этом регионе являются корабли ВМС США и бомбардировщики ВВС США, артиллерия наземных войск, вероятнее всего, станет ключевым компонентом в этом наращивании военного потенциала. По словам Колби, развертывание систем средней дальности наземного базирования в этом регионе позволит добавить универсальный и малоуязвимый компонент, способный стать противовесом растущей китайской военной мощи.
«Это даст нам огромное количество дополнительный вариантов», — добавил этот чиновник.
Возможно, советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) является одним из главных сторонников этой идеи. В своей статье, опубликованной в 2011 году в «Уолл-стрит джорнэл» (Wall Street Journal), Болтон призывал к выходу из договора о РСМД и в качестве аргумента приводил Китай. Он предупреждал, что стремительно растущий ракетный арсенал Китая ставит под угрозу силы США и их союзников в Тихом океане.
«Чтобы уменьшить масштабы угрозы со стороны ракет, запрещенных договором о РСМД, нам необходимо либо расширить число сторон, подписавших этот договор, либо выйти из него, чтобы мы могли восстановить наш арсенал сдерживания», — написал тогда Болтон.
До прихода Болтона в Белый дом весной этого года чиновники Пентагона отвергали идею о том, что выход из договора о РСМД может принести пользу в стратегическом соперничестве США с Китаем. На одном из слушаний в Конгрессе в июле 2017 года вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов Пол Селва (Paul Selva) сказал, что в таком шаге нет необходимости, поскольку США способны угрожать китайским объектам посредством таких ракет наземного и морского базирования, которые разрешены этим договором.
Однако недавно адмирал Гарри Гаррис (Harry Harris), который тогда возглавлял Тихоокеанское командование США заявил о том, что договор о РСМД лишил США преимущества в Тихом океане.
«Сегодня мы находимся в невыгодном положении относительно Китая в том смысле, что у Китая есть баллистические ракеты наземного базирования, которые угрожают нашим базам на западе Тихого океана и нашим кораблям, — сказал Гаррис, который сейчас занимает должность посла США в Австралии, во время заседания комитета Сената по делам вооруженных сил в марте. — У нас нет средств наземного базирования, которые могли бы угрожать Китаю, из-за — среди прочего — нашего жесткого следования требованиям договора, который мы подписали, — договора о РСМД».
Том Карако (Tom Karako), аналитик Центра Стратегических и международных исследований, согласен с тем, что выход из договора о РСМД позволит США развернуть крайне важные системы наземного базирования в Тихоокеанском регионе.
«С моей точки зрения, в краткосрочной перспективе это решение окажет непосредственное воздействие на программу Long-range precision fires армии США, — сказал Карако. — Отсутствие ограничений договора о РСМД, возможно, будет значить, что нам будет немного легче создавать системы доставки, которые не будут такими сложными и будут соответствовать нашим целям, и мы не станем ограничивать себя требованиями этого договора».
У такого подхода уже есть прецеденты. В 2015 году Эндрю Крепиневич (Andrew Krepinevich), который тогда занимал должность президента Центра стратегических и бюджетных оценок, предложил стратегию «Защита архипелага» (Archipelagic Defense), подразумевающую создание серии связанных между собой средств обороны вдоль так называемой первой цепочки островов, куда входят части территорий Японии, Филиппин и Тайваня. По мнению Крепиневича, армия США и союзники, такие как Япония, должны развернуть системы большей дальности, способные как перехватывать китайские крылатые ракеты, так и уничтожать китайские самолеты вдоль этой цепочки.
Крепиневич склонялся к идее о том, чтобы вновь использовать артиллерийские силы США для береговой обороны, — от этой идеи отказались после Второй мировой войны.
Колби сделал акцент на необходимости сохранения преимущества Америки в Тихоокеанском регионе.
«Думаю, крайне важно подчеркнуть, что США потратили почти пять лет на попытки так или иначе заставить Россию подчиняться требованиям договора, но у нас нет безграничного запаса времени, особенно в Тихоокеанском регионе», — сказал он.