Владимир Путин редко говорит полунамеками. Тем более когда речь идет об антироссийских санкциях. Недавно перед менеджерами энергетической отрасли он не грозил американцам открыто, а предостерег их по-отечески: «Мне кажется, что наши американские партнеры совершают стратегическую ошибку». США своими санкциями против таких стран, как Россия или Иран, подрывают доверие к доллару как универсальной резервной валюте, заявил Путин, отметив, что тем самым Вашингтон сам пилит сук, на котором сидит.
Но для России не было бы ничего лучше, чем крах американцев. Ни одна экономическая мера давления не представляет такой опасности для других стран, как американская валюта. Это связано с тем, что без доллара невозможны практически никакие трансграничные операции. По последним данным ЕЦБ, американская валюта составляет две трети международного долга и примерно такую же долю в глобальных резервах. Нефть и золото торгуются в долларах.
Кремль на протяжении ряда лет ищет возможности, чтобы освободиться от оков доллара. Но это не так просто. Доллар для многих россиян — удобная возможность обезопасить себя от обесценивания рубля. Представленный недавно пакет мер Кремля нацелен на то, чтобы сократить роль доллара во внешней торговле и создать независимую финансовую инфраструктуру.
ЦБ уже предпринял действия: за последние месяцы он продал практически все американские казначейские облигации. Согласно последним данным, Россия в конце августа держала порядка трех миллиардов долларов в казначейских облигациях. В начале года их объем у России составлял почти 100 миллиардов долларов.
Другие меры менее драматичны. Министр финансов Антон Силуанов планирует предоставлять налоговые послабления тем, кто заключает сделки в рублях со своими партнерами. Кроме того, планируется ослабить контроль возвращения валютной выручки экспортеров и поддерживать компании при переходе. Ряд крупных компаний уже изучают возможности для заключения сделок за границей без использования долларов. Так, например, компания «Алроса» сообщила агентству «Рейтер», что летом запущен пилотный проект с китайским клиентом, который будет платить в юанях.
Кроме того, Россия планирует далее продвигать собственную платежную систему. В 2014 году платежные системы «Виза» (Visa) и «Мастеркард» (Mastercard) временно заблокировали транзакции двух банков. Это продемонстрировало Кремлю, насколько сильно страна зависит от американских компаний. Москва отреагировала на эти меры созданием новой платежной системы под контролем Центробанка. Ее нельзя будет просто так заблокировать из-за рубежа. Однако платежная альтернатива столкнулась с низким спросом. Кремль воспользовался властью своего правительственного аппарата. Год назад парламент принял закон, согласно которому зарплаты всех бюджетников должны переводиться только на счета, обслуживаемые российской системой. Такой шаг оказался эффективным, ведь в России порядка 30 миллионов человек работают на государство. С этого момента рыночная доля системы выросла до 20%. Но система все еще буксует, а российские банковские карты нельзя использовать за рубежом. Поэтому в будущем, согласно планам правительства, планируется предоставить иностранным компаниям доступ к национальной платежной системе.
Без помощи из-за рубежа условно успешные меры россиян не будут иметь эффекта. Но на международном уровне недовольство США растет.
Торговая политика Дональда Трампа вызывает недовольство и среди западных партнеров. Политические лидеры, которые до этого момента принимали гегемонию доллара, начинают проявлять недовольство. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил в сентябре, что «абсурдно», когда европейские компании покупают европейские самолеты на американскую валюту. Также министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил недавно, что Европа должна получить больше независимости от США в международных финансовых транзакциях. Китай в начале этого года перешел к делу и поставил под вопрос доминирование доллара на глобальных энергетических рынках запуском нефтяных фьючерсов в юанях.
Эксперты едины во мнении, что в краткосрочной перспективе альтернативы доллару не предвидится. Ведь новая мировая валюта должна быть признана большинством вкладчиков. Доллар не только широко распространен, за ним также стоят и функционирующие институты, правовые гарантии, сильная военная и экономическая мощь американцев. Политики, стремящиеся к миру без доллара, должны признать, что новый доллар не может диктоваться сверху. Решения о своих сбережениях люди принимают самостоятельно и вне зависимости от геополитических критериев. Но если доверие вкладчиков к доллару снизится, американская валюта может потерять свою центральную роль. Подобный сценарий не станет катастрофой. Федеральная резервная система тогда должна будет сделать то, что должны делать и все другие центробанки, когда глобальные инвесторы впадают в панику — поднимать процентную ставку до болезненного уровня, чтобы предотвратить отток спекулятивных средств из страны. Но от этой потери доверия Путин американцев уже предостерег.