Литовские и французские, немецкие и черногорские солдаты вот уже несколько дней плечом к плечу участвуют в крупнейших после окончания холодной войны совместных учениях НАТО. 29 стран-членов альянса отрабатывают совместные действия на случай нападения на одну из них и пытаются тем самым произвести впечатление на Россию.
Однако надо сказать, что насколько тесно взаимодействуют солдаты в ходе учений, настолько разнятся мнения относительно России внутри самого НАТО. У альянса нет четкой единой стратегии. За исключением Польши и стран Балтии, никто не видит реальных признаков того, что Москва разрабатывает план военного нападения.
Стратеги НАТО считают намного более вероятной так называемую «гибридную войну», при которой в ход идут кибероружие, дезинформация и отправка в нужную точку так называемых «зеленых человечков». Но что в таком случае означает весь этот «цирк» в Норвегии с участием 50 тысяч солдат и 10 тысяч единиц техники? Неужели Россия действительно может этого испугаться? Руководство НАТО само лучше всех знает, что давно запланированные маневры, скорее всего, пройдут без всяких проблем, но их возможности в случае реального нападения будут весьма ограничены. Это касается и инфраструктуры, и транспортных средств, и боевых возможностей на воде и в воздухе, но также и перспектив размещения на востоке крупных войсковых соединений. Возникает вопрос: есть ли в наше время смысл в столь масштабных военных маневрах именно в такой форме?
Нет никаких сомнений в том, что Россия представляет собой опасность, пусть она пока и сместила фокус своего внимания с Украины на Сирию, потому что этот конфликт усиливает ее международное влияние. Нет сомнений также и в том, что Москва ведет ревизионистскую политику, стремясь к территориальным изменениям (см. ситуацию с Крымом) в Европе. И, наконец, нет сомнений в том, что Россия на протяжении многих лет нарушала договор о РСМД. Решение Трампа по выходу из этого соглашения в принципе верно, хотя и связано с определенными рисками. Остается лишь надеяться, что этот шаг не повлечет за собой новую гонку вооружений, а, напротив, поможет создать новый режим по разоружению, в котором наряду с Россией и США будет участвовать и Китай.