Частные военные компании (ЧВК) превратились в России в отдельную отрасль. Норвегия должна быть готова ко всему, говорится в отчете Научно-исследовательского института вооруженных сил Норвегии (FFI).
Сотрудничество российской ЧВК «Вагнер» с сирийским диктатором Башаром Асадом хорошо известно. Американская ЧВК «Блэкуотер» (Blackwater) печально прославилась расстрелом гражданских лиц в Ираке (в 2007 году сотрудники компании отрыли огонь по мирным жителям, были убиты 17 человек и ранены 20 — прим. перев.). В своем отчете ученые Тур Буккволл (Tor Bukkvoll) и Осе Гилье Эстенсен (Åse Gilje Østensen) подробно рассмотрели угрозу, которую подобные компании представляют для Норвегии и Европы.
Частные военные компании стали неотъемлемым инструментом в современном военном арсенале, сообщается в отчете.
«Я слежу за их деятельностью с 2003 года. Поначалу главным образом наблюдала за западными. Потом заинтересовалась и российскими — и выяснила, что они существуют с 1990-х. Тогда я решила взглянуть на них поближе, начала читать, что они пишут на Фейсбуке и стала копать глубже. Потом я связалась с Туром Буккволлом из Института вооруженных сил и предложила ему заняться этой темой вместе. Он понимает русский, и это здорово облегчило работу с источниками», — рассказывает Осе Гилье Эстенсен из Военно-морской академии.
Не бежать впереди паровоза
О готовности Норвегии отражать угрозу, исходящей от ЧВК, в отчете практически ничего не говорится. И тому есть свои причины.
«Я неоднократно связывалась с различными норвежскими ведомствами, чтобы разузнать о том, какие меры предпринимаются в этом направлении. Но везде я наталкивалась на бетонную стену. Такое чувство, что они либо сами толком не определились, либо решили не бежать впереди паровоза, пока ничего не стряслось. То есть предпочитают наблюдать, что делают другие», — объясняет Осе Гилье Эстенсен.
Работая над отчетом «Деятельность частных российских военных и охранных компаний — и ее косвенные последствия для норвежской и европейской безопасности», Гилье Эстенсен пришла к выводу, что четкая связь между ними и Кремлем прослеживается далеко не всегда.
«Это какой-то винегрет из коммерческих и государственных заданий, и похоже, что ЧВК гонятся за двумя зайцами разом. Также вероятно, что даже коммерческие задания выполняются с одобрения ГРУ», — говорит она.
В НАТО должны быть готовы
Что касается применения ЧВК-компаний в предполагаемом конфликте в Норвегии, в докладе отмечается, что компании формата «Вагнера» в Сирии представлены на уровне батальона. Однако в Европе и странах НАТО (включая Норвегию) это немыслимо.
«Россия, скорее всего, будет полагаться на регулярные силы. Однако полностью применение ЧВК ради повышения боеспособности исключать нельзя — особенно если в российских позициях возникнут бреши», — говорится в отчете.
Ученые заключают, что наивысшую ценность для России ЧВК будут иметь на начальной стадии вооруженного конфликта с Норвегией. По словам Буккволла и Эстенсен, европейские страны в будущем должны обращать пристальное внимание на следующие моменты:
— ограниченное применение силы, когда стоит задача не раскрыть инициаторов конфликта;
— подрывная деятельность и дезинформация, за которыми стоит российское государство;
— ограниченное применение силы и подрывной деятельности наряду с регулярными войсками непосредственно перед началом вооруженного конфликта;
— операции по дезориентации от имени российского руководства;
— враждебные действия, совершаемые ЧВК по собственной инициативе, без указания на причастность российского руководства.
В заключение отмечается, что российские ЧВК — небольшая, но мощная отрасль, которая может быть мобилизована для нанесения вреда врагам России.