Сегодня завершается синод Константинопольской церкви. По сообщения греческих СМИ, составление томоса подходит к концу и в него вносятся последние правки. Они в первую очередь касаются порядка «вручения» автокефального статуса. Кроме этого, сообщается о принятии устава новой украинской церкви, который украинским автокефалам спустят сверху. Важно, кому и когда вручат томос. А с этим у патриарха Варфоломея и Петра Порошенко большие проблемы.
Кому томос?
«Томоса до сих пор нет из-за позиции Филарета. Как бы смешно это ни звучало, но глава киевского патриархата подыгрывает РПЦ, так как не снимает свою кандидатуру на пост предстоятеля будущей поместной церкви, тем самым тормозя процесс предоставления автокефалии», — считает политолог Кирилл Молчанов.
Объявление автокефалии должно состояться на объединительном соборе, в ходе которого представители УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ должны слиться в новую церковную организацию. Это одно из самых важных условий Константинополя, которое позволит обставить дело с необходимой каноничностью. На этом варианте настаивает и «локомотив» автокефального процесса — Петр Порошенко. Его усилия были сосредоточены на принуждении к диалогу архиереев УПЦ: назначались и отменялись встречи с епископатом церкви, президент встречался с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием, а против несговорчивых владык была развернута настоящая информационная война.
Но «зрада» оказалась не в «московской церкви», а во вполне лояльном власти киевском патриархате. Во-первых, УПЦ КП до сих пор не начал конструктивный диалог с УАПЦ. Предстоятель последней митрополит Макарий сообщил, что Филарет предложил УАПЦ влиться в Киевский патриархат на условия капитуляции.
«Патриарх Филарет обратился ко мне и сказал: „Срочно нужно Собор созывать". Я ему говорю: „Собор собирать нет устава" — „А устав у меня есть". „У меня тоже есть, но из двух уставов надо сделать один устав" — „Нет, будет мой устав"», — пересказал глава УАПЦ Макарий свой разговор с Филаретом. Кроме этого, в УАПЦ не поступало никаких иных предложений о проведении объединительного Собора, и, похоже, что это вполне устраивает Филарета.
Чего хочет Варфоломей
Патриарх Варфоломей намерен решить вопрос, оставаясь в рамках церковных канонов и не плодя новых противостояний. Именно поэтому на завершающем этапе предоставления автокефалии все должно пройти максимально прозрачно и четко.
«Константинополь рассматривает два варианта. Первый — вручить томос выходцу из УПЦ, не обремененному ранее наложенными прещениями. Наиболее вероятная кандидатура — митрополит Винницкий и Барский Симеон, близкий друг президента. Второй вариант предпочтительней: томос дадут экзарху Константинопольского патриархата архиепископу Даниилу или архиепископу Иову (Гече)», — считает политолог Кирилл Молчанов.
Для Константинополя украинская эпопея стоила дорого — чего только стоит конфликт с РПЦ и противоречия по поводу украинской автокефалии с предстоятелями других поместных Церквей. В то же время Варфоломей получил «гонорар» в виде Андреевской церкви в Киеве, которую передали в постоянное пользование Константинопольскому патриархату.
Филарет снова против
С таким решением не могут согласиться в Киевском патриархате. По сути, это означает утрату власти в поместной церкви одним из главных идеологов автокефалии, главой УПЦ КП Филаретом. Однако с таким вариантом согласен Петр Порошенко — ему любой ценой нужно продемонстрировать электорату хоть какой-нибудь результат в церковном вопросе.
«Порошенко пообещал Филарету и Макарию поместную церковь, Варфоломею — митрополию, а избирателям — томос уже в этом году. На самый важный период в процессе предоставления автокефалии пришлось и введение в стране военного положения на территориях, где позиции УПЦ наиболее сильны. Ни о каких массовых протестах верующих в таком случае речи быть не может», — утверждает Кирилл Молчанов.