The Economist (Великобритания): над формированием новой церкви на Украине назревает буря

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Некоторые считают, что церковные дела начинают слишком сильно напоминать земную борьбу за власть, отмечает автор блога. Эта драма разворачивается на фоне кризиса в светских отношениях Москвы и Киева, который разразился после захвата российскими военными трех украинских судов в Керченском проливе, а Украина в ответ запретила въезд в страну российским мужчинам.

Патриарх Варфоломей I, «первый среди равных» в бурном мире православного христианства, казался образцом спокойствия, готовясь на этой неделе к тому, что обещает стать одним из самых турбулентных месяцев в новейшей истории Восточной церкви.

В ходе трехдневной встречи епископов под непосредственным руководством Варфоломея в Стамбуле было подтверждено, что в декабре на Украине будет созван «Объединительный собор» с целью создания новой Украинской православной церкви, которая в соответствии с каноном получит официальный дар независимости от Патриарха. Это еще больше взбесит церковные и светские власти в Москве, которые настаивают на том, что церковь, подчиненная Московскому патриархату, является единственным легитимным православным органом на Украине. У Москвы явно есть опасения, что часть духовенства, находящегося сейчас под ее властью, может отколоться и присоединиться к новому украинскому органу. Но остается совсем неясным, кто возглавит новую украинскую церковь, и каков будет ее точный статус.

Эта драма разворачивается на фоне надвигающегося кризиса в светских отношениях Москвы и Киева, который разразился после того, как российские военные захватили три украинских судна в проливе между Азовским и Черным морями. Украина в этой связи сделала шаг, который будет иметь последствия для церковных дел, запретив въезд в страну российским мужчинам, за исключением случаев наличия исключительных гуманитарных обстоятельств.

Патриарх Варфоломей, обращаясь вчера вечером к гостям своей стамбульской резиденции, сказал следующее:

«Мы верим, что поступаем правильно. Это право украинских православных иметь свою автокефальную, независимую церковь — так же, как все народы Балкан, начиная с Греции, приобрели свои церкви… Мы знали, что наша братская церковь в России будет расстроена, но мы не могли действовать иначе».

Московский патриархат, который является крупнейшим из 14 церквей, составляющих мировое православие, 15 октября разорвал общение с Константинопольским патриархатом во главе с Варфоломеем I и приказал своей пастве не участвовать в обряде причастия и других таинствах в церквях под властью Варфоломея. Любой русский верующий, проигнорировавший этот приказ, должен будет сознаться в этом прегрешении и просить прощения, провозглашается в московском указе.

Противостояние между Константинополем с его античным престижем и исторической преемственностью с одной стороны, и светским весом Москвы — с другой, вынудило другие православные церкви выбирать чью-то сторону. Многие православные славяне, в том числе поляки и сербы, склонялись к мнению Москвы о том, что Константинополь не может действовать в одностороннем порядке в вопросе контроля над Украиной. Тем не менее патриарх Варфоломей получил теплый прием от православных иерархов Румынии, в подавляющем большинстве православной страны, когда отправился туда 24 ноября, чтобы открыть новый собор.

Один из самых тонких ответов был дан 89-летним предстоятелем православной церкви Албании архиепископом Анастасием, который является международно признанным ученым в области сравнительного религиоведения. С одной стороны, по его словам, последние события подтвердили его опасения, что предоставление Украине церковной независимости может стать «маршем на минном поле», но с другой, он чувствует, что Московский патриархат виноват в использовании Евхаристии, священного обряда христианства, как инструмента власти.

В письме Патриарху Московскому Кириллу архиепископ Анастасий заявил следующее:

«Немыслимо, чтобы Божественная Евхаристия, таинство превосходства бесконечной любви и крайнего унижения Христа, могла быть использована как оружие против другой церкви. Возможно ли, что решение и порядок иерархии Русской церкви могут отменить энергию Святого Духа в святых православных церквах, которые действуют под юрисдикцией Вселенского патриархата [Константинополя]?»

Другими словами, долой использование чаши для причастия как оружия. Дело не заходило так далеко с 1208 года, когда средневековый папа наказал короля Англии Иоанна, объявив большинство церковных таинств в его стране недействительными.

Блог «Эразмус» (Erasmus) — заметки о взаимодействии религии и политики в духе голландского гуманиста и ученого эпохи Возрождения — пишет для журнала «Экономист» писатель и журналист Брюс Кларк (Bruce Clark)

Обсудить
Рекомендуем