Герб российского государства представляет собой двуглавого орла, который смотрит на Восток и на Запад, что символизирует взаимодействие России и с тем, и с другим. Однако за последнее время, похоже, ситуация изменилась. Когда четыре года назад украинские власти решили прекратить поставки российского газа в Европу через свою территорию в качестве наказания за позицию Москвы в отношении Крыма и Донбасса, президент России Владимир Путин вылетел на Восток — в Пекин и подписал с Китаем крупнейшую газовую сделку в истории своей страны, чтобы компенсировать потенциальные потери на Западе. Кроме того, Москва нашла другие маршруты для экспорта своего газа в Европу, а именно через «Турецкий поток» в Стамбул и «Северный поток» в Германию.
Конфликт между Россией и странами НАТО вокруг доступа к рынкам и сферам влияния — это исторический конфликт, как и остальные международные конфликты, которые привели не к одной кровавой войне, как глобального, так и регионального уровня с участием России и западных стран. Теперь, когда Запад захотел свести на нет глобальную роль России, воспользовавшись возможностью после распада Советского Союза, слабостью страны, и закрепить «однополярный» мир, им противостоит «герой Путин», который имеет докторскую степень по экономике и знает о трюках на международном рынке. Русские действительно считают его национальным героем, подобным великому князю Александру Невскому, который изгнал шведов с берегов Невы на западе России в 1240 году. Следует отметить, что заявление одного из главных героев пьесы Бертольда Брехта: «Несчастна та нация, которая нуждается в героях», возможно, отражает действительность и все еще применимо для разных стран. В Ираке мы также ищем героя, который вырвет страну из рук коррупции, которую Бремер и его союзники закрепили в нашей конституции и законах после оккупации. Однако Россия, похоже, нашла своего «героя» в данный исторический период, и он довольно хорошо справляется со своей ролью.
Россию осаждает НАТО, и по данным министерства иностранных дел, как заявляет Мария Захарова, на ее западных границах развернуты десятки военных баз США в Польше, Болгарии, Румынии, Германии, странах Прибалтики, Турции, Великобритании, Исландии, Греции, Косово, Испании и Афганистане, где находится больше, чем полмиллиона американских военных (насчитывается более 700 военных баз США по всему миру). И Москва всячески пытается обеспечить национальную безопасность страны, наращивая свой военный потенциал, особенно ядерный. После переворота на Украине и прихода к власти радикальных националистов Североатлантический альянс разработал план преобразования порта Севастополь в Крыму в крупную военно-морскую базу на Черном море, что обеспечило бы контроль над НАТО над имеющими выход к этому морю государствами, включая Россию. Однако Москва бросилась проводить референдум в Крыму, где проживает русскоязычное большинство, и аннексировала полуостров. Когда НАТО хотела превратить Сирию в очередную Ливию, поставить ее под свой контроль, изгнать российские военно-морские силы и окончательно избавиться от влияния Москвы в Средиземноморском регионе, российская сторона поспешила начать военное вмешательство в Сирии, создала авиабазу Хмеймим и расширила военно-морскую базу в Тартусе. Таким образом Россия сохранила своё присутствие на Ближнем Востоке, пусть и в одной стране.
Однако Путин все еще смотрит на Восток в поисках постоянной поддержки положения России на международной арене после того, как она отчаялась наладить взаимодействие практически со всей Западной Европой в условиях санкций, наложенных на российские компании и влиятельные фигуры. Следует отметить, что Россия сильно пострадала в течение трех столетий своей истории от западных экономических санкций, введённых против неё по разным причинам со времен Петра Великого и вторжения Наполеона в Россию, после Октябрьской революции, а затем в период холодной войны. Тем не менее она выдержала натиск всех этих санкций благодаря своим природным ресурсам и постоянно развивающейся промышленности. Сегодня российский лидер посещает Пекин, Нью-Дели, Стамбул, Сингапур и Тегеран, а также столицы центральноазиатских республик. Расширилась деятельность России в странах Ближнего Востока и Африки. Таким образом, Восток стал ключевым направлением во внешней политике России.
15 ноября Путин принял участие в саммите в Сингапуре, где состоялся саммит Россия-АСЕАН и встретился с лидерами Японии, Китая, Индонезии, Сингапура и других стран. Он обсудил с ними возможности сотрудничества, чтобы обойти санкции США в отношении крупных российских компаний. Речь шла в том числе о переходе к использованию местных валют вместо доллара при осуществлении торговых контактов. Перед этим Путин посетил Индию, которая имеет с Россией стратегические связи, поскольку 60% вооружения индийской армии составляет оружие советского и российского производства. Кроме того, Москва сыграла важную роль в создании тяжелой, судостроительной, ракетной промышленности Индии, а также в производстве подводных лодок и самолетов-истребителей, что позволило стране занять видное место в мировой экономике. В 2225 году Индия может стать третьей по величине экономикой в мире после Соединенных Штатов и Китая. В то же время индийские компании инвестируют в российские нефтяные месторождения на Сахалине. Индонезия установила прочные отношения с Москвой, особенно в вопросах приобретения российского оружия.
Нужно также учесть, что Россия сдала позиции в арабском мире после распада Советского Союза и не подписала ни одного экономически значимого соглашения с арабскими странами, кроме Египта после более чем двадцатилетних переговоров о строительстве первой атомной электростанции в регионе Эд-Дабаа.
Также Россия поддерживает экономические и стратегические отношения с Турцией, участвуя в совместных нефтегазовых проектах и занимаясь строительством атомной электростанции в этой стране. Более того, Россия снабдила Турцию передовыми ракетами С-400, которые в настоящее время есть на вооружении лишь российских и китайских вооруженных сил. Анкара подписала ракетную сделку, несмотря на протесты со стороны руководства НАТО.
Что касается отношений между Россией и Ираком, то последний занимал первое место на Ближнем Востоке по объему экономических и торговых отношений с Москвой, однако ухудшение ситуации в Ираке после американской оккупации препятствовало восстановлению старых отношений с Москвой в области реализации экономических проектов и приобретения оружия в больших масштабах.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно заявлял, что политика России в отношении Ирака заключается в сохранении единства и суверенитета страны, а не вмешательства в ее внутренние дела. Когда ситуация ухудшилась после захвата Мосула и Анбара «Исламским государством» (запрещена в РФ — прим. ред.) Россия поспешила предоставить иракской армии 43 боевых вертолёта, которые сыграли важную роль в уничтожении позиций террористической организации. С необычайно скоростью Москва также снабдила Ирак военно-воздушным и другим оружием в отличие от западных стран, с которыми в то время Ирак подписал соглашения на покупку вооружения. Российские нефтяные компании вернулись на месторождения Западная Курна-2 и Бадра, а также другие объекты с участием прочих международных компаний. Однако отношения между двумя странами сейчас отличаются холодностью, и не наблюдается никакой взаимной активности в торговле, экономике и культуре, а также в сфере обмена делегациями для обсуждения двустороннего сотрудничества.
Никто не будет спорить с тем, что политика — это средство установления контроля над экономическими объектами и сферами влияния. Российское руководство в эпоху Путина хорошо это понимает, поэтому основное внимание уделяется региональным организациям, не подчиняющимся Западу, таких как РИК (Россия-Индия-Китай), БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Россия больше не заинтересована в участии в Давосском форуме или «Большой восьмерке». Вышеупомянутые страны с растущей экономикой стремятся сформировать организации за пределами западного блока, где они могут устанавливать отношения без давления со стороны Вашингтона, чьи посланники обычно приезжают в столицу многих стран, как только их лидеры объявляют о желании заключить сделки с Россией. Вскоре эти страны заявят, что не будут заключать с Россией никаких сделок (как в случае строительства железнодорожной линии в Саудовской Аравии). Также в этой области используется тема санкций, введенных в отношении таких стран, как Иран, Куба, Никарагуа, Ливия, Йемен и Северная Корея, чтобы предотвратить установление Россией отношений с ними. Таким образом, Москва возлагает большие надежды на сотрудничество со странами Востока.