Украина требует, чтобы НАТО выслала свои военные корабли в Азовское море и тем самым гарантировала украинскую безопасность и пресекла дальнейшую российскую агрессию. Однако альянс мешкает и, по всей видимости, предоставлять военную помощь не намерен. Для Швеции это предупреждение: вот что бывает, когда ты всего лишь страна-партнер и в альянс не входишь.
Одной из главных тем двухдневной встречи министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе стал Крымский кризис.
После того, как российская сторона с неделю назад открыла огонь по трем украинским судам в Керченском проливе, разделяющем Черное и Азовское моря, в НАТО выразили «полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины», однако идею военного вмешательства не поддержали.
На пресс-конференции в Брюсселе, состоявшейся в понедельник перед началом саммита, генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу пришлось отбиваться от вопросов, решится ли НАТО на «конкретные меры», и «ограничится ли альянс словами или пойдет дальше».
«Мы оказываем как политическую, так и практическую поддержку», — разъяснил Столтенберг, потребовав, чтобы Россия вернула захваченные суда и отпустила украинских моряков, которые в настоящее время содержатся в бывшей тюрьме КГБ Лефортово в Москве.
Он также подчеркнул, что альянс уже усилил свое присутствие как в Черном море, так и в соседних странах региона. Помимо этого, НАТО помогает обучать, оснащать и модернизировать вооруженные силы Украины, отметил он.
Президент Украины Петр Порошенко обратился за помощью уже в самом начале текущего обострения — в надежде, что альянс примет решительные меры и окажет на Россию давление.
«Мы надеемся, что члены НАТО направят в Азовское море военные суда на выручку Украине, чтобы гарантировать ее безопасность», — заявил Порошенко.
«Вначале Крым, потом восток Украины, а теперь Путину подавай Азовское море. На что он пойдет дальше, если его не остановить?» — риторически спросил Порошенко.
Ситуация в регионе по-прежнему не сулит ничего хорошего. Недавно построенный мост длиной почти в две мили (19 км — прим. перев.) между незаконно присоединенным Крымским полуостровом и материковой Россией настолько низок, что движение судов через Керченский пролив легко полностью перекрыть, причем самыми простыми средствами.
На символической церемонии открытия в мае этого года за руль тяжелого грузовика уселся сам Владимир Путин. Теперь важные украинские порты, такие как Мариуполь и Бердянск, через которые раньше проходила половина украинского экспорта, оказались в частичной блокаде.
Сближения с НАТО Украина ищет с самого начала 1990-х годов, то есть со времен распада Советского Союза. Спустя несколько лет Швеция и Украина вошли в круг стран-партнеров.
На саммите 2008 года в Бухаресте НАТО официально распахнула двери перед Украиной. На саммите 2016 года в Варшаве главы государств и правительств приняли специальный пакет мер по укреплению безопасности Украины в свете действий России. Весной альянс окончательно внес Украину в список стран-соискателей членства.
Сейчас же в Брюсселе Столтенберг дал понять, что не знает, что именно обсудят министры, и каков будет результат их прений.
Военный ответ по-прежнему остается маловероятным. Не будучи членами альянса, Украина и Швеция обе лишены гарантий коллективной защиты, которые предоставляет статья 5 Устава НАТО. В этом смысле выходит, что Путин волен поступать как ему заблагорассудится как в Азовском море, так и на Балтике.
Швеция в саммите НАТО участвует на посольском уровне, и то лишь в дискуссии о дальнейших действиях в Афганистане.