30 ноября скончался бывший американский президент Джордж Буш-старший. 1 декабря в Международном аэропорту Ванкувера была арестована финансовый директор «Хуавэй текнолоджис» Мэн Ваньчжоу — дочь основателя компании и член одной из самых известных семей Китая.
На первом мероприятии говорили о процессе завершения холодной войны, которым руководил Буш. Второе событие привело к тому, что прозвучали опасения о начале новой холодной войны: между Вашингтоном и Пекином, Западом и Китаем.
Нетрудно представить, что именно это и произойдет. Но если так, то это произойдет в мире, где обе стороны тесно связаны, их экономики соединены между собой и взаимозависимы. Поколение назад западный мир и советский блок были не просто политическими соперниками. Это были отдельные, параллельные экономические системы. Торговля была минимальной, как и человеческие контакты. Между ними буквально была стена.
Дело Мэн напоминает о том, насколько изменились многие вещи. В пятницу ее адвокаты предложили в качестве поручительства два дома, принадлежащих ее мужу, — они находятся в Ванкувере. Один из ее детей посещает школу в Соединенных Штатах. Иногда ее зовут на западный манер — Сабрина. «Хуавэй», ее семейная компания и одна из драгоценностей китайской корпоративной сферы, потратила десятки миллионов долларов на финансирование беспроводных исследований в канадских университетах. Она даже является основным спонсором самого известного телешоу этой страны: «Ночь хоккея в Канаде».
Это не похоже на холодную войну. Советская элита не имела платиновых карт «Американ Экспресс», не получала степени в западных университетах и не покупала инвестиционную недвижимость в Британской Колумбии. Единственным способом покинуть советский блок был путь перебежчика, и для тех, кто уезжал, дороги назад уже не было. Сейчас, напротив, огромное количество иммигрантов переехали из Китая в Канаду. Они, как правило, свободно путешествуют и ведут бизнес в обеих странах, — что выгодно им самим, а также Канаде и Китаю.
Китай в большей степени является частью нашего общего мира, чем когда-то был Советский Союз, и это очень хорошо.
Но под поверхностными связями существует конфликт. И «Хуавэй» находится в его центре.
Соединенные Штаты, Австралия и Новая Зеландия, три партнера Канады по сети обмена разведывательными данными «Файв айз» (Five Eyes), заблокировали или ограничили использование своими телекоммуникационными компаниями оборудования «Хуавэй» в беспроводных сетях следующего поколения. Недавно бывший премьер-министр Стивен Харпер призвал Канаду поступить аналогичным образом. Мы считаем, что мистер Харпер прав.
По иронии судьбы, обвинения США против Мэн не имеют ничего общего ни с одной из этих серьезных проблем. Вместо этого американские суды добиваются экстрадиции Мэн для предъявления обвинений в том, что она и ее компания нарушили санкции США в отношении Ирана.
Обвинение против Мэн особенное и даже необычное. Но этот факт сосредоточит умы по всему миру на более серьезной проблеме: растущей напряженности между западным миром, возглавляемым американцами, и Китаем, а также на причинах этого.
Канадское правительство должно быть откровенным с Пекином в вопросе о своей позиции. Это не враждебная позиция по отношению к Китаю. Речь идет о заботе о собственных интересах Канады.
Канадские суды должны самостоятельно рассмотреть запрос США об экстрадиции; нет никакого способа выполнить требование Китая о том, чтобы Оттава каким-то образом прекратила судебное разбирательство и освободила обвиняемого. Это было бы незаконно и невозможно по канадскому законодательству. Мы — страна верховенства права. В рамках договора с Соединенными Штатами об экстрадиции этот процесс будет проходить вне контроля политиков. Если американские прокуроры представили убедительные доказательства, экстрадиция произойдет.
Именно поэтому Оттава должна оставить все разговоры о заключении договора об экстрадиции с Китаем. Пекин — тоталитарный режим, он не верит ни в верховенство права, ни в юридическую независимость. Вот почему Канада не должна давать Китаю свободу инвестировать в страну, к чему он давно стремится.
Но поскольку мы являемся страной верховенства закона, Оттава, обращаясь к Пекину, должна подчеркнуть, что независимое судебное разбирательство против Мэн не должно иметь ничего общего с политическими переговорами по снижению торговой напряженности.
Вашингтон должен сделать то же самое, имея в виду именно это.