Выступая на прошлой неделе в Санкт-Петербурге на встрече Евразийского экономического союза, белорусский президент Александр Лукашенко публично раскритиковал российского президента Владимира Путина за экспортные цены на газ. У США появилась благоприятная возможность.
Стычка Лукашенко и Путина весьма примечательна. Надо обладать немалым мужеством, чтобы открыто и решительно бросить вызов Путину, причем на его территории. Но Лукашенко сделал это без колебаний. Он возмутился по поводу слишком высоких цен на газ, заявив, что Белоруссии он обходится дороже, чем Германии. Когда Путин попытался его осадить, Лукашенко ответил очень резко.
«Они 200 долларов платят, а мы 130, потому что туда еще три тысячи километров качать надо, поэтому и цена такая. Поэтому у них цена выше». Осознавая свою уязвимость, Путин попытался перевести дискуссию в закрытый режим.
Надо сказать, что с математикой у Лукашенко не все в порядке, потому что Германия находится от России на расстоянии чуть больше одной тысячи километров. Но смысл вполне понятен. Россия давит на соседей, потому что правительству Путина нужны доходы, а доходы оно получает от экспорта. От экспорта энергоресурсов. Но этот спор показывает, что Путин проводит свою политику в ущерб существующим альянсам. Лукашенко потом сказал, что он извинился перед Путиным, однако противоречия между ними вполне реальны. И как я уже говорил, они создают благоприятные возможности для Америки.
Наращивая экспорт сжиженного природного газа, Америка сможет предлагать российским соседям лучшие условия по долгосрочным сделкам, чем Россия. Мы вряд ли захотим поддерживать режим Лукашенко, поскольку это коррумпированный диктатор. Но другие государства, такие как Польша и страны Балтии, могут многое получить от США в этом плане. Они знают об этом и вкладывают деньги в инфраструктуру, чтобы наладить импорт. Кроме того, администрация Трампа активно расширяет потенциал экспорта американского СПГ, и как отметил недавно министр энергетики Рик Перри (Rick Perry), она намерена пойти еще дальше. Но есть одна загвоздка.
Чтобы подорвать российскую стратегию энергетического господства, США нужна поддержка Европы. У нас есть хорошие союзники в лице Польши и Прибалтики, но Германия в этом вопросе продолжает создавать проблемы. Недавно назначенная преемница Меркель вроде бы смотрит на ситуацию иначе, однако канцлер по-прежнему поддерживает российский проект «Северный поток — 2». Трампу надо приложить дополнительные усилия, чтобы изменить точку зрения Меркель. Если покончить с этим трубопроводом, Путин лишится центрального элемента своей долгосрочной внешнеполитической стратегии.
И еще один вопрос по поводу спора Путина с Лукашенко. Зачем российским пропагандистским СМИ публиковать видео этой перепалки, если она носит негативный характер, особенно для Путина?
Она показывает, что русские любят демонстрировать силу. Российский менталитет формируется под влиянием огромных потерь страны в годы Второй мировой войны и уязвленного национального самолюбия от проигрыша в холодной войне. Этот обмен резкими репликами напоминает нам, что если проявить слабость перед Путиным, это вызовет у него лишь чувство неприязни и неуважения. Защищая свои интересы, мы должны вести дела с Россией только с позиции уважения и силы. Вот почему Джон Болтон действует столь эффективно, представляя президента Трампа.