Главная цель — заработать деньги?
Или же подчинить Турцию и склонить ее обратно к традиционным отношениям «военной зависимости»?
А, может быть, и то, и другое?
Об этих вопросах заставила задуматься информация о том, что Госдепартамент США одобрил продажу Турции системы противовоздушной и противоракетной обороны «Пэтриот» (Patriot) на сумму 3,5 миллиарда долларов.
Еще эта информация напомнила мне диалог, состоявшийся между президентом Тайипом Эрдоганом и президентом США Трампом в ходе их телефонных переговоров в ноябре 2017 года.
Я уже писал об этом, но еще раз напомню.
Президент Эрдоган, заговорив о сирийском вопросе, спрашивает своего собеседника на другом конце провода: «Уважаемый президент, как насчет оружия, которое вы передаете Партии "Демократический союз" (PYD)?»
Трамп, словно пришелец, который только что приземлился на нашу планету, отвечает: «Какое оружие? Они получают это оружие даром? Это невозможно. Я немедленно распоряжусь прекратить это!»
Далее в ходе разговора тема денег поднимается еще раз.
На этот раз Трамп просит Эрдогана: «Пожалуйста, откажитесь от сделки по С-400».
После этого Эрдоган напоминает о «Пэтриот»: «Хорошо, но мы испытываем срочную потребность в системе противовоздушной обороны. Вы не согласились продать нам ракеты "Пэтриот", хотя мы готовы были заплатить за них».
Далее диалог продолжается следующим образом.
Трамп: «Вы хотели купить ракеты "Пэтриот"?»
Эрдоган: «Конечно»…
Трамп: «Я не знал этого. Сейчас же скажу Макмастеру (McMaster) (бывший советник Белого дома по национальной безопасности). Он сделает все, что нужно».
Трампа заботят деньги, а других — иное
Спустя 13 месяцев, прошедших с момента этих телефонных переговоров, после того как возникали и проходили многие другие кризисные события, на повестке дня появились сообщения о том, что продажа Турции систем «Пэтриот» одобрена.
С другой стороны, учитывая комментарий информагентства «Рейтер» (Reuters) о том, как следует понимать эти сообщения, к этому вопросу невозможно относиться как к свершившемуся факту.
Агентство отмечает: это уведомление показывает, что США одобрили продажу оружия иностранному государству в соответствии со своими правилами, но это не означает подписания договора о продаже или завершения переговоров.
В таком случае как следует понимать и трактовать такой ход событий?
Полагаю, что ни у кого нет сомнений в том, что для Трампа приоритет — заработать деньги.
Трамп, хотя и говорит: «Откажитесь от сделки по С-400», — из-за наставлений, которые слышит вокруг, на самом деле руководствуется в своих действиях коммерческой логикой.
Но для его «окружения» или тех, кто смотрит на турецко-американские отношения сквозь призму исключительно «эмоциональных» мотивов, ситуация несколько иная.
Прямо подчеркнем: для этих кругов приоритет — не продажа «Пэтриотов», а отказ Анкары от сделки по С-400.
Не думаю, что проблема, как в эти дни снова говорится, возникает из-за беспокойства, что ракеты российского производства негативно повлияют на систему НАТО.
Ведь Турция гарантировала, что у С-400 система опознавания «свой — чужой» «будет адаптирована в соответствии с требованиями НАТО».
Кстати, мы знаем, что, с тех пор как Турция дала эти гарантии, «выражения беспокойства» НАТО прекратились, и стали даже использоваться фразы, в которых отмечалось, что Турция имеет право купить эти ракеты.
В таком случае остается только одна вероятность.
США на самом деле обеспокоены тем, что Турция станет менее зависима от них с военной точки зрения.
В 2019 году давление из-за С-400 может усилиться
А тот факт, что, несмотря на одобрение продажи Турции ракет «Пэтриот», соглашение по ним еще не подписано, как отмечалось в пояснении «Рейтер», правильно будет понимать следующим образом: США, возможно, привяжут подписание этого соглашения к условию — отказ Турции от покупки С-400.
Хорошо, но какой в таком случае будет позиция Анкары?
На самом деле информация на этот счет уже есть.
Обратим внимание на то, как министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) на днях ответил на вопрос депутата от Республиканской народной партии Турции Байрама Йылмазкайи (Bayram Yılmazkaya), спросившего: «Несовместимость проекта истребителей Ф-35 (F-35) с покупкой ракет С-400 создаст проблему для нашей страны?»
«Закупка С-400 нацелена на обеспечение срочных потребностей нашей страны в сфере безопасности, — отметил Чавушоглу. — Будут приняты необходимые меры для автономного использования этой системы без причинения вреда самолетам Ф-35 и системам НАТО. Мы продолжаем контакты с американскими инстанциями, проявляющими чувствительность в этом вопросе».
По сути эти слова означают повторение следующей позиции. Анкара говорит: «Я могу купить и С-400, и "Пэтриот"».
Вполне очевидно, что Вашингтону не понравится это решение, которое может стать хорошей формулой золотой середины.
Поэтому мы не ошибемся, если предположим, что период до июля 2019 года, когда Турции будет передана первая партия ракет С-400, станет временем оказания еще более интенсивного давления на Анкару.